Актуально
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ: 26 июля в 17:00
23 июля 2012 года
Поможем коллегам из Крымска!
11 июля 2012 года
"ВСЯ РОССИЯ-2012" в материалах СМИ
11 июля 2012 года
Ганзейские дни в Люнебурге. 28 июня – 1 июля 2012 года. Фотоочерк Натальи Мелковой
05 июля 2012 года
Дневник фестиваля. Губернатор Митин и журналисты: на форуме обсудили отношения СМИ и власти
14 июня 2012 года
Дневник фестиваля. На обсуждении взаимоотношений власти и СМИ журналисты поговорили об открытом письме «Новой газеты»
14 июня 2012 года
Дневник фестиваля. 13 июня состоялась церемония закрытия международного журналистского фестиваля "Вся Россия"
14 июня 2012 года
Дневник фестиваля. Представители региональных медийных проектов обменялись опытом
11 июня 2012 года
Дневник фестиваля. Состоялась презентация книги Юрия Батурина и Михаила Федотова
11 июня 2012 года
Дневник фестиваля. На форуме «Вся Россия» журналисты обсудили будущее журналистики в меняющемся мире.
11 июня 2012 года
Модест Колеров: Местные власти до сих пор заняты развитием собственного имиджа, а не региона

 

modest_kolerov

В НовГУ 3 февраля состоялась публичная лекция известного общественного деятеля, соучредителя и главного редактора ИА REGNUM Модеста Колерова.

Встреча в Центре творческой интеллигенции им. В.В.Сороки прошла в рамках "Лаборатории практической журналистики" - совместного проекта кафедры журналистики НовГУ и Новгородского областного отделения Союза журналистов России. Новгородское общественно-деловое интернет-издания "Прямая речь" опубликовало интервью по итогам встречи.

ПР: Что такое региональные новости сегодня?

МК: Существует две стратегии региональной информполитики во внешнем контексте. Одна из них носит недобросовестный характер, регион позиционирует себя как вещатель, лишь бы заявить о себе. Вторая стратегия носит социально-ответственный характер, то есть регион исполняет букву федерального закона, который обязывает властей раскрывать информацию о своей деятельности.

Самый простой способ позиционирования — это, конечно, использование яркой информации, когда заголовки пестрят сообщениями о скандалах, убийствах, пожарах, это всегда гарантирует успех у читательской аудитории, но вряд ли это та слава, которую журналист желает себе и своему дому. Что же касается позитивной стратегии, то в абсолютном большинстве регионов она не выражена и не сформулирована как система и не реализуется. Почему это происходит? Потому что 90% экономической и политической ответственности местных администраций сводится к обслуживанию своей социально-экономической стратегии. Для этих целей используются районные газеты, психотерапия через местное телевидение, таким образом, эксплуатируется старая система. И лишь у некоторых хватает денег на то, чтобы оплатить присутствие в региональных вкладках федеральных изданий и эфиры в электронных СМИ. Но всё это, по большей части, несёт за собой не создание образа региона, а обеспечение лояльности к местной власти. Что тоже не может быть стратегической задачей информационной политики региона. В некоторых случаях образ региона тесно связан с образом действующего губернатора, который в свою очередь базируется на существующую позитивную историческую мифологию. Но это тоже, своего рода, паразитическая концепция.

Тем не менее, существует и обратная сторона этой информационной и интеллектуальной слабости в региональной политике, связанная с тем, что сам правящий пласт не хочет себя позиционировать на федеральном уровне, гнушается федеральной повесткой дня и даже тем, чем живут соседи. Тому пример Санкт-Петербург, большой город, с богатой историей, но найти в местных СМИ информацию о том, что происходит в Эстонии или Финляндии невозможно. Зато достаточно информации о мелких интригах в Смольном или Мариинском театре. И посмотреть на город как крупнейший региональный центр на Севере Европы никто не может. Это пример того, как большинству регионов не удаётся выстроить, пусть даже и паразитируя на истории, но какой-то положительный образ субъекта федерации.

ПР: Какой складывается имидж на федеральном уровне у Новгородской области?

МК: Образ плохой до сих пор. Криминальный шлейф не закончился. Добавляет к этому образу и кадровая чехарда, и - к счастью пока широко не известная, однако в узких кругах уже обсуждают сведения о тотальной коррупции среди чехарды присланных, некомпетентность, распил денег, выделенных на празднование юбилея города и так далее. В общем, где не ткнёшь пальцем, вода прольётся и мусор просыплется. Я удивлён, что не удалось даже зацепиться за важное решение о создании Федерального реставрационного центра. Надо было цепляется даже из тупых эгоистических соображений. Вот молодой губернатор Псковской области, Андрей Турчак, он не побоялся вступить в полемику с этим решением, заявить, что центр в Новгороде не будет уникальным, и теперь какая-то часть этих реставрационных работ будет во Пскове. Регион сегодня мог бы сформировать имидж и успешно подавать его на федеральном уровне. К примеру, «Русский Кэмбридж» или «Русский Оксфорд» для Новгорода или для Пскова, в общем, что угодно. Но просто придумать сказку и транслировать нельзя, она должна быть.

ПР: Может быть это проблема журналистов, которые именно таким образом подают информацию и формируют такой имидж региона?

МК: Журналист здесь ничего не сможет сделать. Я не понимаю, какая выгода журналисту транслировать новости в каком-то определённом ключе, в чём тут его личный успех, что его дом получит усиленную федеральную репутацию? Это слишком длинная цепочка и маловероятная. Гораздо реальнее, когда журналист борется с несправедливостью, тут связь очевидна и понятна.

ПР: Очень часто регионы создают информационные поводы, основываясь на юбилейные события, например празднование 1150-летия Великого Новгорода. Это хороший повод, чтобы попасть в федеральный контекст?

МК: Впервые тема эксплуатации юбилея была применена в 1947 году, в советское время 1150 лет Киеву, потом придумывали ещё несколько юбилейных дат: отпраздновали тысячу лет Казани, триста лет Санкт-Петербургу и так далее. В некоторых случаях это оправданные даты, в некоторых — бюрократические мероприятия, создающиеся под выделение федеральных средств. Мне не понятно, как такое может быть: сначала 1150-летие Великого Новгорода, а потом 1150-летие России. Но и этот резерв скоро закончится, федеральный центр больше не даёт возможности надеяться, что под эти даты губернаторы смогут получать деньги и безнаказанно их пилить.

ПР: Очень часто в региональных СМИ можно прочитать информацию о том, что та или иная общественная или политическая сила пишет письма президенту, премьеру, генеральному прокурору с просьбой помочь решить проблему. Вы считаете это эффективным методом решения проблем на региональном уровне?

МК: Это помогает. Я считаю этот механизм очень важным и эффективным, всегда даю дорогу таким письмам в своём СМИ. И знаю, что 80% таких писем доходит до адресата и имеет положительное решение. Свежий пример: образовательные стандарты для старших школ, когда предлагалось отменить ряд предметов. В итоге, 4 дня усилий, и Путин приостановил это решение. Но чтобы это сработало, нужен резонанс. Пока это по-прежнему ТВ. Здесь существует сложившийся механизм мобилизации общественного мнения, и для того чтобы телевидение выстрелило в нужном направлении, ему обязательно нужно иметь фактурную прокладку. Раньше это были газеты, теперь интернет. Когда мы даём площадку для высказывания мнения общественности, мы можем надеяться, что победим. И в святой борьбе с фильтрами Петрика мы тоже победим.

ПР: Какие тенденции вы видите у СМИ в будущем?

МК: Телевидение превратилось в масштабную психотерапию и промывание мозгов. Та интернет-аудитория, которая пользуется сетью для получения качественной информации, уже втрое превысила аудиторию качественной печатной прессы. Года через четыре, качественная аудитория телевидения и интернета сравняется. К тому же, сегодня очевиден переход телевидения в сеть. И связь, когда интернет-новость не подхваченная телевидением — не новость — больше не работает. Теперь если выпуск теленовостей не попал в интернет, на youtube или куда-то на форум — телепередачи, считай, не было. Всё поменялось.

Екатерина ПЕРЕПЛАВЧЕНКО

Фото: Марина БЕЛЯЕВА

Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее