Молчащий заповедник

13/01/2010

Заметки бывшего главного редактора областной газеты "Новгородские ведомости", обращенные к коллегам

Заметки бывшего главного редактора областной газеты "Новгородские ведомости", обращенные к коллегам

Эти заметки я писала летом и в начале осени уже ушедшего 2009 года. Их публикацию остановил вопрос: может быть, все-таки я неправа и какой-то здравый смысл в реформировании печатных СМИ, которое проведено в области, все же есть? Увы. Год завершился, а здравого смысла проведенных реформ обнаружить так и не удалось. Потому сегодня, в День российской печати, я решила обнародовать свои заметки по поводу того, что происходит в сфере информационной политики области и печатных СМИ, в частности.

Без розовых очков

Губернатор Новгородской области Сергей Митин с первых месяцев своей работы занял довольно жесткую позицию по отношению к журналистам. Было это вызвано его предыдущим опытом общения с журналистами или другими причинами — не знаю. Ему нравилось активное информационное сопровождение его деятельности и категорически порой не нравились отдельные слова, заголовки, сюжеты. Уже через два месяца после назначения главным редактором, в первые дни Нового 2008 года, я была вызвана на «разбор полетов». «Разбирали» в основном телевизионщиков — за предновогодний сюжет, в котором, по мнению главы региона, слишком много места было уделено актуальной в ушедшем 2007 году теме декриминализации области. Коллеги с ТВ объясняли: это итоговый материал, он как бы перелистывает события уходящего года. Напомню, года, когда наша область получила название «Бандитский заповедник», и на волне декриминализации региона прошла смена руководства области. Возражения не были приняты. Это был своего рода сигнал: отныне в области все хорошо и никакого негатива в телеэфире и на газетных страницах быть не должно. Позже нам не раз еще об этом скажут, прямо или косвенно. Неточное слово, неудачная, по мнению главы региона, фотография или ненужная, как считали чиновники, информация могли стать поводом для разборки. Так, газета была подвергнута жесткой критике за публикацию сообщения о том, что Новгородская область лидирует по количеству ДТП на дорогах. Не спасло даже то, что информация была взята с официального сайта ГИБДД Министерства внутренних дел России. «Зачем это надо было публиковать?!» — таков был главный вопрос. Как на него ответить? Говорить о том, что наши читатели — не столичные чиновники, а жители Новгородской области? И сколько ни надевай им розовые очки, они-то знают реальное положение дел, лицемерие газеты только подорвет их доверие —  к власти, и к газете. Областная газета и так в последние годы теряла аудиторию, для поддержки тиража мой предшественник до сотни экземпляров и больше еженедельно отправлял бесплатно в СИЗО и психбольницу. Мы только-только начали наращивать тираж (реальный, не дутый), на проводимых в районах «днях подписчика» жители области практически заново знакомились с газетой. Она действительно стала другой — мы перешли на цвет, работали над контентом. Из газеты ушли пространные перепечатки о жизни столичных звезд, их заменили материалы о том, чем живет область. К газете потянулся читатель и рекламодатель. Администрация будто не замечала положительных изменений в работе редакции. После одного из нелицеприятных разговоров с главой региона я позволила себе дать ему совет: «Не ищите среди журналистов врагов — ищите единомышленников. Так будет проще и нам, и вам». Надо сказать, многое в деятельности Сергея Митина в то время нравилось. Требование быть предельно четким в действиях, оценках, словах — чем плохо? Не ждать милостей от бюджета и проявлять собственную инициативу — тоже принимается. Да и практика чтения вслух газетных материалов, которую применял губернатор, вызывала, пожалуй, лишь спортивный азарт. Когда материал читают в присутствии всех названных в публикации лиц, это заставляет ответственнее относиться к слову. ...Если бы подобные «разборы полетов» не сопровождались эмоциональными и поспешными «оргвыводами»! Замечу, что далеко не всегда карандаш главы региона выставлял газетным материалам отрицательную оценку. В переданных мне номерах «НВ» с губернаторскими пометками есть положительные: «Очень хорошая статья», «Хорошая фотография», «Хорошая газета». Но это не меняло отношения к СМИ, к областной газете в целом.

Все — в «сад»!

Удивительно ли, что когда возникла идея создания что-то вроде газетного холдинга, чиновники выбрали самую жесткую схему? За образец был взят вариант, реализованный в 2004 году в Тамбове. А именно: в новообразованное государственное учреждение, которое будет распоряжаться всеми финансовыми ресурсами, выделяемыми на СМИ и зарабатываемыми ими, районные газеты входят на правах филиалов, областная газета «растворяется» в нем, теряя свое юридическое лицо. Цель подобной новации, объясняли чиновники, — оптимизация бюджетных ресурсов, направляемых на поддержку СМИ. В середине декабря 2008 года было подписано распоряжение о создании областного государственного учреждения «Агентство информационных коммуникаций». Вхождению редакции газеты «Новгородские ведомости» в новорожденное ОГУ я противилась отчаянно. Никакой экономической или иной целесообразности в уничтожении редакции как самостоятельного юридического лица не было. В 2008 году собственные доходы ГУ «Редакция газеты «Новгородские ведомости» возросли по сравнению с 2007 годом в 2,1 раза! Рос тираж, рейтинг газеты. Зачем «размазывать» коллектив, который работает эффективно? В 2008 году редакция «НВ» реализовала проект по изданию ежемесячных специальных бесплатных выпусков газеты тиражом 50 тысяч экземпляров. (Без дополнительного привлечения бюджетных средств). Проект, как мы предполагали, мог трансформироваться в отдельное издание. Один из бесплатных спецвыпусков в виде пробы распространяли на территории области. Тиражом, замечу, сопоставимым с разовым тиражом всех районных газет. Вот вам влияние на читающую аудиторию в районах! И не надо «заглатывать» с потрохами районные газеты. Мы мечтали о преобразовании редакции в издательский дом. Областная деловая газета, считали мы, должна поддерживаться рекламными, развлекательными изданиями. Цель ставили конкретную — сделать долю собственных доходов в бюджете учреждения как можно весомей. Но наши стремления к упрочению экономического положения редакции оказались не интересны учредителю. Почему? Я не дам вам ответа на этот вопрос. Предположения вы можете построить сами. 17 февраля 2009 года первый заместитель губернатора Борис Воронцов подписывает распоряжение о присоединении к «АИК» ГУ «Редакция газеты «Новгородские ведомости». Все, что происходило далее, просто некрасиво. О принятом решении я узнала неделю спустя — получив документ по почте. Комитет информполитики откровенно выискивал мелкие оплошности в газете. Администрация области, по сути, поставила цель сменить руководство редакции. «Вы слишком хорошо стали работать», — высказал версию один из коллег. (Для сведения: проверка контрольно-ревизионного отдела комитета финансов области, проведенная в марте 2009 года, нецелевого использования средств бюджета в редакции газеты «Новгородские ведомости» не выявила). А может быть, используя импульсивность главы региона и его пристрастное отношение к СМИ, кураторы средств массовой информации в ходе данных реформ просто-напросто решали свои личные меркантильные задачи? Уходить из редакции было больно, но не стыдно. Стыдиться за полтора года своей деятельности на посту главного редактора мне нечего. Больно оттого, что многое осталось нереализованным.

В поисках маникюрши

Сегодня есть только один итог реформы печатных СМИ области — появилось дополнительная группа «специалистов» (числом уже около двух десятков), которые рассылают запросы в районные газеты и требуют отчетов. Расходы областного бюджета на содержание печатных СМИ, учрежденных органами власти, возросли более чем в два раза. Разумна ли такая «оптимизация»? С собственно информационным ресурсом, получив его, реформаторы СМИ, похоже, не знают что делать. Редактор одной из районных газет задала вопрос, не знаю ли я, какими хочет видеть районные газеты областная власть. Ее озадачили рекомендации, полученные от руководства «АИК»: искать темы для публикаций в разговорах с ...парикмахерами и маникюршами. «Они хотят сделать из нас желтую прессу» — недоумевает редактор районки. Можно ли говорить об информационном плюрализме в регионе, если все районки — под одну гребенку? Можно ли районную газету, которой руководят из области, считать подлинно местной? Областная газета в ходе этих реформ не приобрела ничего. Только теряет. За минувший год существенно сократился объем рекламы, «оседает» тираж, катится вниз рейтинг. Руководство ОГУ «АИК» за прошедшие месяцы, к сожалению, ничем не проявило свою профессиональную и управленческую состоятельность, скорее, наоборот. Вместо стратегии — растущий объем отчетов, длинные совещания... И неуважительное отношение к людям. Самые тяжелые потери ведь не экономические. В августе умер от сердечного приступа мой бывший первый зам. Геннадий Виноградов. Умер по дороге на работу, через пять дней после того, как новые «управители» газеты предложили ему, первому заместителю главного редактора, проработавшему в редакции пятнадцать лет, должность ...инженера по технике безопасности. Кто сказал, что стресс не убивает? Впрочем, такое отношение новоявленных чиновников вряд ли может удивить. Им есть с кого брать пример. За полтора года моего редакторства председатель комитета информационной политики г-н Верходанов ни разу (!) не был в редакции областной газеты. (А был ли он хоть в одной районной редакции?) Даже когда началась эта ненужная реорганизация, и я просила его прийти в коллектив и дать ответы на вопросы, которые волновали сотрудников: каким будет место редакции областной газеты в новой структуре, штатное расписание, оклады. Не пришел. Так и руководит. Смотря спиной. Потому что лицом наш чиновник (я говорю уже не о конкретной личности) обращен не к нам — к вышестоящему начальству. Только ему он старается угодить. С Днем российской печати вас, коллеги!

 

Людмила СОКОЛОВА, член Союза журналистов России

бывший главный редактор газеты «Новгородские ведомости»

» Все новости
Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее