08/07/2010
Рабочая группа Общественной палаты Новгородской области 1 июня 2010 года приняла Доклад о состоянии гражданского общества в Новгородской области за 2009 года. Подготовкой доклада занималась рабочая группа во главе с Анной Черепановой, в составе группы — еще восемь общественников. Работа над докладом велась в течение полугода с декабря 2009 года.
Рабочая группа Общественной палаты Новгородской области 1 июня 2010 года приняла Доклад о состоянии гражданского общества в Новгородской области за 2009 года. Подготовкой доклада занималась рабочая группа во главе с Анной Черепановой, в составе группы — еще восемь общественников. Работа над докладом велась в течение полугода с декабря 2009 года.
В докладе, помимо традиционного описания ситуации с развитием некоммерческих организаций и поддержкой гражданских инициатив, дается оценка ситуации с гражданскими институтами в Новгородской области, описана реакция общества на экономический кризис и представлен общественный мониторинг кризиса в регионе. Общественники также демонстрируют свое отношение к ряду крупных региональных проектов: в частности, к разработке стратегии развития Новгородской области до 2030 года и празднованию 1150-летия Великого Новгорода.
Как отмечается во введении, впервые при подготовке Доклада были использованы несколько социологических исследований. Кроме того,было проведено обследование сектора НКО Новгородской области: в качестве респондентов выступили руководители 114 различных некоммерческих организаций (в том числе, профсоюзов).
Мы публикуем выдержки из Доклада, касающиеся СМИ и деятельности общественных организаций, одной из которых является и Новгородское областное отделение Союза журналистов России.
Полностью текст доклада можно скачать здесь (pdf, 2,5Mb).
О СМИ
Анализ экспертных мнений также свидетельствует о все большей подконтрольности СМИ государству и региональной власти. Сужение степени независимости и самостоятельности СМИ в суждениях не в последнюю очередь эксперты связывают с приходом нового губернатора (С.Г. Митина – ред.), с закрытостью его политики. Сравнивая федеральные и региональные медиа, респонденты более независимыми считают первых, несмотря на укрепление вертикали власти по всей стране.
При этом факт утраты независимости СМИ властью в Новгородской области рассматривается как позитивный, а представителями общественности и предпринимателями как не только негативный, но и опасный для возможностей выхода региона из кризиса. Опасность видится в том, что, транслируя обнадеживающие обещания губернатора и местных властей, СМИ сеют иллюзии и надежды, подчас неосуществимые. В то время как роль СМИ видится в объективном описании ситуации в помощи людям как раз расстаться со своими иллюзиями и упованиями на власть.
Об общественных объединениях
Почти восемьдесят процентов от общего числа зарегистрированных общественных объединений Новгородской области приходится на профсоюзы, региональные и местные общественные организации – 44% и 34% соответственно. Численность общественных объединений с 2003 по 2010 годы постоянно сокращается. Так, если на 1 января 2003 года было зарегистрировано 1254 общественных объединения, то на 1 января 2010 года их осталось 575. Уменьшение численности общественного сектора за указанный период в равной степени характерно и для общественных организаций, и для профсоюзов – в 2,5 и 2,6 раза соответственно.
За последние 4 года темпы снижения численности общественных организаций стабилизировались на уровне 5% в год. С профсоюзами картина выглядит иначе. Только за 2009 год численность профсоюзов уменьшилась почти на 30% с 356 до 252 организаций.
О руководителях некоммерческих организаций
Руководители НКО – люди с высоким уровнем образования. Более половины респондентов (57%) имеют высшее образование, каждый пятый - второе высшее и/или закончил аспирантуру, 9% лидеров НКО имеют ученую степень и/или звание. Лицо третьего сектора Новгородской области - высокообразованные люди с альтруистическими ценностными установками, желанием приносить пользу обществу. Тем не менее, инициативы лидеров НКО, реализация ими общественных проектов во многом упираются в недостаток материальных ресурсов. Это противоречие сообщает общую неустойчивость некоммерческому сектору региона.
О государственной поддержке НКО
В первую очередь некоммерческие организации ожидают помощи от властей разных уровней: 38% руководителей рассчитывают на поддержку со стороны местных властей, 31% - от Администрации Новгородской области, 27% - от федеральных властей. В условиях кризиса такая позиция вполне объяснима: при острой нехватке денежных средств в некоммерческом секторе едва ли не единственным источником для поддержания организаций «на плаву» остаются муниципальные и региональный бюджеты. Однако надежды НКО Новгородской области на государственную поддержку в 2009 году остались нереализованными, о чем свидетельствует преобладание отрицательных ответов руководителей НКО относительно возможности получения грантов от местных и региональных властей (58% респондентов). 22% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.
Многие эксперты отмечают, что запрос некоммерческого сектора на поддержку со стороны государства развивает иждивенческие настроения, а некоммерческий сектор приобретает имидж своего рода «собеса» в масштабах страны. При соблюдении принципа автономии некоммерческого сектора, все же полагаем, что в сегодняшних условиях для обеспечения устойчивости сектора необходима государственная поддержка НКО. Другое дело, каким образом местные и региональные органы власти будут оказывать такую помощь: на конкурентной основе либо ограниченному кругу «своих» НКО. Распределение средств на конкурсной основе будет способствовать динамичному развитию третьего сектора и повышению качества услуг, предоставляемых НКО, создаст здоровую конкурентную среду между НКО и государственными учреждениями. Напротив, финансовая поддержка на внеконкурсной основе будет формировать «карманные» НКО подконтрольные власти, нечувствительные к запросам общества и не предлагающие эффективных решений социальных проблем.
О финансовом положении НКО
В целом объемы денежных средств, которыми располагает большинство НКО, чрезвычайно малы. По данным опроса, средствами до миллиона рублей располагали 65% организаций, от 1 до 3 миллионов – 9,6%. В ходе опроса удалось выяснить, что каждая восьмая организация вообще не имела поступлений. В общественном секторе положение еще хуже: среди руководителей общественных организаций так ответил каждый четвертый респондент. Средства для сохранения жизнеспособности своей НКО в ближайшее время имеют лишь 56% обследованных организаций, 23% - не имеют, еще 22% - затруднились с ответом. При этом каждый третий руководитель общественной организации пессимистично настроен относительно будущего своей организации. Что же делали или собираются делать новгородские НКО для улучшения своего финансового положения в 2010 году? Ответы респондентов указывают на то, что большинство организаций рассчитывает только на свои силы. Каждый второй руководитель заявил о намерении оказывать платные услуги, увеличить объем предоставления услуг, расширить спектр услуг, каждый пятый – о намерении увеличить размер и собираемость членских взносов, а также привлечь новых членов.
Об отношениях власти к НКО
Характеризуя отношения органов местного самоуправления Новгородской области к НКО, следует отметить, что более четверти руководителей (28%) считают, что последовательной государственной политики в этой области не существует, еще четверть опрошенных видят разрыв между провозглашаемой и фактической политикой местных властей в отношении общественных и иных некоммерческих организаций, гражданских инициатив, 24% респондентов заявили, что власти относятся к ним равнодушно, игнорируют их. О том, что власти поощряют развитие НКО ответили лишь 6% респондентов. На региональном уровне возрастает доля респондентов, считающих, что существует большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой региональных властей в отношении НКО (35%), последовательной государственной политики в этой области не существует (31%). Каждый четвертый респондент заявил, что региональные власти пытаются установить контроль над НКО. Лишь 4,5% руководителей НКО ответили, что региональные власти поощряют их развитие.
А как должны относиться региональные органы государственной власти и местного самоуправления в Новгородской области к третьему сектору? Более 70% руководителей НКО считают, что власти должны налаживать сотрудничество с ними как с равноправными партнерами, еще примерно половина опрошенных – поощрять их развитие, помогать и сотрудничать. Таким образом, с точки зрения лидеров НКО региона, существует огромный разрыв между тем «какую сейчас позицию занимают власти по отношению к НКО» и «какую должны занимать».
Об отношениях некоммерческих организаций к власти
Рассматривая другую сторону взаимодействия, то есть позицию НКО по отношению к региональным и местным властям, можно сделать следующие выводы. Большая часть руководителей считают, что сегодня НКО занимаются своим делом, стараясь не вступать в лишние контакты с властями; каждый четвертый респондент указал, что НКО используют власть для решения своих задач. Каждый пятый руководитель ответил, что НКО защищают интересы граждан перед региональными властями, каждый седьмой – перед муниципальными. Почти 70% опрошенных ответили, что НКО должны совместно с властью вырабатывать и реализовывать общественно важные программы, еще 35% - защищать интересы граждан перед властью. Характерно, что в ответах респондентов также наблюдается большой разрыв между тем, как есть и как должно быть. Понимая, что власти Новгородской области практически не ведут диалог с третьим сектором по реализации общественно важных программ, НКО предпочитают в контакт с властями не вступать. Но при этом конструктивный настрой НКО на контакты с органами власти велик.
» Все новостиБыстрый переход
Контакты
Новгородское областное отделение Союза журналистов России
Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.Подробнее