Олег Онищенко: "Спрашивать с тех, кого мы нанимаем"

01/02/2012

Главный федеральный инспектор в Новгородской области Олег ОНИЩЕНКО о ситуации в ЖКХ и некоторых итогах работы приемной Президента РФ в регионе Более трети всех обращений в приемную Президента РФ в Новгородской области касаются сферы ЖКХ. Эта тема и стала главной в разговоре с главным федеральным инспектором в Новгородской области Олегом Григорьевичем ОНИЩЕНКО.

Главный федеральный инспектор в Новгородской области Олег ОНИЩЕНКО о ситуации в ЖКХ и некоторых итогах работы приемной Президента РФ в регионе

Более трети всех обращений в приемную Президента РФ в Новгородской области касаются сферы ЖКХ. Эта тема и стала главной в разговоре с главным федеральным инспектором в Новгородской области Олегом Григорьевичем ОНИЩЕНКО.

- Олег Григорьевич, проблемами ЖКХ сегодня занимаются все – Росфиннадзор, прокуратура, Вы как главный федеральный инспектор и руководитель приемной Президента РФ в Новгородской области. Положение в этой сфере таково, что без «ручного управления» и жесткого, «президентского» контроля уже не обойтись?

- Обойтись. Организация тепло-, водо-, газоснабжения и обеспечение прочими коммунальными услугами - это полномочия органов местного самоуправления. И если бы они добросовестно выполняли свои обязанности, эффективно организуя управление жилищно-коммунальным комплексом, и не на словах, а на деле заботясь о благе людей, такого шквала жалоб от населения не было бы. Включить или не включить дом в программу капремонта, признать или не признать дом аварийным – это вопросы не Президента, а муниципалитетов. Люди обращаются в приемную Президента потому, что действия или ответы чиновников их не удовлетворили, и все круги инстанций уже пройдены.

- Есть обращение, которое Вас более всего «зацепило»?

- Все цепляют. За ними — отчаяние людей, их разрушающаяся вера во власть. А виной тому — действия конкретных чиновников.

- Может быть, проблемы отрасли действительно объясняются тем, что многие годы в жилищно-коммунальное хозяйство не вкладывалось достаточных средств?

- Это привычная отговорка некоторых функционеров отрасли и местных чиновников. Фонд содействия реформированию ЖКХ, напомню, существует с 2007 года, и через эту госкорпорацию наша область за эти годы получила более 1 млрд. рублей. Изменилась к лучшему ситуация? Кардинально — нет. В некоторых случаях становится даже хуже. В жилищно-коммунальном хозяйстве идет колоссальное разворовывание средств, мы должны признать это. Как средств собственников жилья, так и бюджетных средств, поступающих в рамках федеральных целевых программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации отрасли и т.п. Скажите, вот у вас какие возникают вопросы при взгляде на осыпающиеся после недавнего «капремонта» фасады домов в центре Великого Новгорода? Наверно, как у любого здравомыслящего человека - кто составлял смету, кто осуществлял надзор, чьи подписи стоят под актом приемки, сколько денег украдено. Вот на эти и подобные вопросы, которые задают жители области, и ищут ответы прокуратура, Росфиннадзор и другие контрольные органы. И находят. Проверки показывают, что нарушения законодательства в коммунальном комплексе области носят системный характер. Причем, нарушения закона при расходовании средств допускается практически на всех этапах их использования – размещение заказов, проведение строительных работ, их приемка и оплата, контроль за целевым использованием. Реализация этих материалов – дело не быстрое. Но все они, несомненно, будут доведены до завершения. Я хотел бы подчеркнуть: хищения в сфере ЖКХ - это обветшание жилья, а, значит, как следствие - вопросы безопасности людей.

- Слушаю тех, кто приходит к Вам на прием, и складывается впечатление, что наши управляющие компании совершенно неуправляемы, никому не подчинены.

- Вторая причина массовых нарушений закона при расходовании средств в этой сфере именно в этом - нет жесткой привязанности ответственности управляющих компаний за свою деятельность перед собственниками жилья, нет спроса с подрядных организаций. Все это дает раздолье для нечистоплотных людей. На личном приеме, который я проводил в Приемной Президента в январе, из 32 заявителей десять пришли с заявлениями, касающимися ЖКХ. Одному из заявителей, например, управляющая компания посчитала, что за месяц он один потребил 48 кубометров воды! Это не одного — трех слонов помыть можно. В другом доме управляющая компания оценила каждый выход мастера на дом в 8 тысяч рублей, включив такие расценки в расходы на управление. С такими фактами и такими «управленцами» в ЖКХ нужно строго разбираться и привлекать к ответственности. Управляющая компания – это всего лишь обслуживающая организация, которую мы нанимаем для эффективного управления своим домом. Так давайте спрашивать с них по закону. За то, насколько разумно и эффективно они распоряжаются нашими деньгами, кого они приглашают в подрядчики и почему. В собственном доме мы же перед тем, как заплатить деньги, не раз и не два проверим, насколько хорошо выполнена работа. И не будем приглашать для ремонта крыши сантехника или швею. Так почему управляющим компаниям позволяем делать с нашими деньгами и домами все, что угодно?

- Довольно часто люди, которые обращаются к Вам, указывают на то, что недобросовестная работа управляющих компаний и ТСЖ имеет, скажем так, поддержку чиновников муниципальной власти, курирующих эту сферу.

- Я убежден, многие правонарушения в сфере ЖКХ стали возможны потому, что чиновники, отвечающие за коммунальное хозяйство, сами участвуют в преступных схемах. Или через ближайших родственников. Давайте посмотрим, каким образом были сформированы нынешние управляющие компании, кто является учредителями многих из них? Напомню, осенью минувшего года Президент Российской Федерации обратил внимание на недопустимость в сфере ЖКХ схем, позволяющих местным властям превращать эту отрасль в семейный бизнес. Надо ломать подобные схемы. В том числе и у нас в регионе.

- Любой чиновник, казалось бы, должен понимать: вместе с этими осыпающимися фасадами и протекающими крышами обваливается, образно говоря, и доверие людей к нему как представителю власти и к власти в целом. Выходит, не нужно чиновнику доверие людей? Его чиновничья судьба от этого не зависит.

- Это кажущаяся независимость. У любого чиновника есть должностная инструкция, есть закон о государственной службе. И самое главное, помните: любой чиновник — всего лишь наемный работник, а его работодатель - население того муниципального образования, в органах власти которого служит этот чиновник. Мы должны почаще напоминать об этом - и чиновнику, и самим себе.

- В октябре 2011 года по поручению полпреда Президента РФ в СЗФО во всех субъектах федерального округа, в том числе и в Новгородской области, созданы и начали деятельность рабочие группы под руководством главных федеральных инспекторов по пресечению правонарушений в сфере ЖКХ. Какова их задача?

- Координировать деятельность всех федеральных структур по профилактике и пресечению подобных нарушений. На одном из заседаний рабочей группы мы, в частности, говорили о депутате теперь уже областной думы, руководителе одной строительной компании с великоновгородскими амбициями, который на 16 многоквартирных домах областного центра «наработал» так, что их собственники обивают пороги судов, пытаясь привлечь его к ответственности за такой «капремонт». Мне сложно определить, чем руководствовались избиратели, отдавая за него свои голоса на прошедших выборах. И в целом, что касается деятельности новгородских депутатов - из 26 ремонтов, осуществленных ими как подрядчиками, 18 некачественные. Это, к слову, тоже о доверии — избирателей. Мы (я имею в виду все федеральные структуры, работающие на территории области) немало сделали за минувший год по выявлению и пресечению правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В сфере ЖКХ выявлены хищения на сумму более чем 19 млн. рублей. Но работы впереди еще много.

- Вопросы жителей, в частности, Великого Новгорода вызывает непрозрачность самой процедуры включения домов в программы – как программу капремонта, так и в программу переселения из ветхого и аварийного жилья.

- Таких вопросов в приемную Президента поступает много. Действительно, сложно понять, почему, например, дом, признанный еще двадцать назад нуждающимся в капитальном ремонте с расселением и не видевший за эти годы никаких ремонтов, сегодня не попадает ни в какие федеральные программы. Недавно, например, я вместе со специалистами Ростехнадзора, жилищной инспекции осматривал три дома в областном центре — на Предтеченской улице, Козьмодемьянской и Большой Московской. Их жильцы обратились в приемную Президента с одинаковыми недоуменными вопросами: почему их дома, несмотря на неудовлетворительное состояние, не попадают ни в какие программы? Действительно: почему? Представители Ростехнадзора, например, уже дали заключение, что вся электрика этих домов нуждается в замене. Чиновники ссылаются на баллы, степень участия собственников жилья в софинансировании работ. Я, как строитель по профессии, убежден: первостепенный критерий — возраст дома, степень его изношенности. Повторю еще раз: это вопросы безопасности людей.

- Многие собственники жилья доходят до суда – и сталкиваются с тем, что судебные решения не исполняются, в том числе и муниципалитетом. Люди растеряны: что делать дальше? Задаются вопросом: стоило ли обращаться в суд, если результата все равно нет.

- Ответ однозначен: обращаться. Добиться судебного решения – значит, запустить правовой механизм решения проблемы. В ином случае можно долго обивать пороги кабинетов. Мы же хотим, чтобы все было по закону? А законный путь — такой. Напомню, за неисполнение судебных решений предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.

- Олег Григорьевич, количество обращений в приемную Президента растет. Плохо это или хорошо, на Ваш взгляд?

- С одной стороны, плохо, потому что показывает, насколько неэффективны меры, принимаемые органами местного самоуправления. А, с другой стороны, хорошо, ибо показывает уровень доверия населения к президентской власти, а это важный показатель. У людей существует вера, что при обращении к Президенту вопрос будет решен. Эта вера не сама по себе появляется. По линии администрации Президента вопросы решаются эффективно в силу того, что есть мощный административный ресурс.

- Что радует Вас по итогам первого года с небольшим работы приемной?

- То, что удается помочь людям. Справили давно ожидаемое новоселье семьи военнослужащих из Кречевиц, получил жилье юноша-сирота, переехала из старого дома в новую квартиру женщина с двумя детьми, газифицировали улицу в Валдае — все это сделано по обращениям новгородцев в приемную Президента. Хорошо решаются вопросы, связанные с обеспечением жильем ветеранов. Подключаются все, начиная с органов МСУ, региональные, федеральные структуры – и проблемы решаются в считанные дни. При особенностях работы нашей бюрократии это хороший показатель. Достаточно хорошо решаются вопросы, касающиеся жилья для военнослужащих, реакция Минобороны на обращения из приемной Президента более энергичная, чем на обращения, поступающие по другим каналам. В целом работа приемных как прямого канала связи населения области с Президентом, со структурами администрации Президента повысила эффективность реагирования всех структур органов власти на обращения граждан. Это, несомненно, радует. И, самое главное, - позволяет людям, новгородцам обозначать те болевые точки региона, которые раньше довести до сведения власти было крайне сложно. И сдвинуть проблему с мертвой точки. Кроме того, я хотел бы отметить гражданское взросление нашего общества – вот что приятно.

- Взросление общества? Что Вы имеете в виду?

- В приемную обращаются люди со злободневными, острыми вопросами, с критикой муниципальной, региональной власти, причем не анонимно, а называя свою фамилию. Значит, люди предполагают, что реакцией будет устранение недостатков, но никак не реагирование по отношению к самому обратившемуся. Такая гражданская позиция формируется в людях при одном условии - когда они чувствуют, что они живут в свободном гражданском обществе, где могут обсуждать любые проблемы и отстаивать свою точку зрения. С людьми надо разговаривать человеческим языком. Если в бюджете не хватает средств, так и напиши, сообщи, когда будет возможность выделить деньги на тот же капремонт. И я думаю, любой гражданин поймет и потерпит, а если в обещанный срок взятые обязательства будут выполнены, отметит: власть ответственна. Больше всего людей раздражает, когда берут обязательства и не выполняют. Последние годы работы и администрации Президента, и Правительства как раз характерны тем, что если что-то задекларировали, внесли в бюджет, то это в обязательном порядке реализуется. Пообещали квартиры военным и ветеранам войны, бесплатные лекарства – они выдаются. Со сложностями, но реализуется. Стоят такие программы достаточно дорого и тем более ценны.

Расспрашивала Людмила СОКОЛОВА

» Все новости
Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее