КРАСНОБАЯМ ХЛОПАЛИ, БУКВУ – ЗАКЛЕИЛИ. НО О ВАЖНОМ ПОГОВОРИЛИ

25/04/2013

Заметки с X съезда Союза журналистов России

Звонок моего новгородского коллеги, просившего прокомментировать казус с баннером десятого съезда Союза журналистов России, на котором я представляла новгородское региональное отделение, застал меня в переполненном вагоне метро. В шуме и металлическом лязге подземки я не сразу поняла, о каком казусе речь. А потом честно сказала, что этой нелепице, которую «Интерфакс» сделал главной сенсацией съезда, подводившего итоги пятилетней деятельности профессионального сообщества, никакого значения не придала, понимая, в какой напряженке шла подготовке к съезду, и что маху дали случайно. Ну, а 450 делегатов из 77 российских субъектов и 350 гостей обсуждали куда более важные вещи, нежели римская символика съезда с неуместной по нормам грамматики буквой «й». «Погуляв» по интернету, поняла: журналисты, явно не присутствовавшие на X съезде, вынесли из него две сенсации – заклеивание буквы на баннере и захлопывание Сергея Железняка делегатами и гостями съезда, и не заметили ничего иного и, самое главное, - конструктивного. Да, букву «й», действительно, убрали с баннера, а заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике, пришедшего с пустой риторикой вместо ожидаемого делового разговора, слушать не стали - наградили пассионарными аплодисментами. Впрочем, аплодисментов заслуживали и другие депутаты и чиновники, что пришли просто отметиться, вместо того, чтобы поговорить о наболевшем. Выступив, они быстро уходили из зала, не дав возможности журналистам задать вопросы.

Но гораздо раньше этих «сенсаций», отдающих злорадством, уничижительным вышучиванием, гость съезда, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин поставил «диагноз» сегодняшнему журналистскому сообществу: «СМИ, а особенно в регионах, разобщены, утратили журналистскую солидарность, не имеют крепких журналистских объединений. А не дай бог их два в одном регионе, то они грызутся как враги. Журналистика разъединена, а разъединенная журналистика - это полный произвол власти».

Резок в оценках журналистской морали был и член Общественной палаты России, зав. кафедрой журналистики РГГУ, обозреватель ВГТРК Николай Сванидзе: «Отечественная журналистика воспринимается как воровато-лживая прислужница власти». И как иллюстрация к этим словам Сванидзе и оценке Лукина воспринималась новость, озвученная в приветствии съезду председателем СЖР Всеволодом Богдановым: генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев дал указание своим подчиненным не отправлять телевизионные камеры на съезд СЖР, не освещать его работу! Что тут скажешь, наше отношение друг к другу построено на уничижении, неуважении. И кто же нас будет уважать, коли мы себя сами не уважаем? Закономерно и отношение социума: социологи утверждают, доверие общества к прессе снизилось до 14%. И это, убежден Всеволод Богданов, уже не тревожный сигнал, а колокольный набат!

«Нам надо научиться себя уважать, свою профессию, научиться, наконец, практической солидарности, вернуть статус, социальный авторитет журналистики, общественное доверие к прессе, журналисту. И все это не только наше внутрицеховое дело, это дело всего гражданского общества, глазами и ушами которого мы являемся» - вот основная мысль выступления председателя СЖР Всеволода Богданова.

Сделать это, без сомнений, будет очень тяжело. Чего стоит отношение общества к телевизионным журналистам и их программам!? Как сообщил участникам съезда руководитель федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, ТОП-20 ТВ-программ по версии популярного журнала «Максим» заставляет серьезно задуматься о тележурналистике: это «Битва экстрасенсов», футбол, старые советские фильмы, 20 самых сексуальных женщин и т.д. Ничего не скажешь, ТВ есть чем гордиться!

Хорошо, что руководитель Роспечати не обошел вниманием и острую проблему состояния рекламного рынка страны. Жаль только, на диалог с представителями журналистских сообществ субъектов России Сеславинский не решился - ушел из Колонного зала. Но мы услышали, что за прошлый год рекламный рынок интернет-изданий вырос на 35%, а печатных - только на 2%. И что на государственную поддержку региональной прессы направляется 135 миллионов рублей, чтобы эту поддержку получить, требуется (по Сеславинскому), всего лишь грамотная менеджерская работа при формировании заявки. Увы, руководитель Роспечати не услышал крик души региональных лидеров, что в стране почти разрушена система распространения печати. Мало того, что в стоимости подписки на издание доминирует цена доставки, так еще и саму систему доставки намеренно пускают под нож. К примеру, в Карелии частную, рейтинговую, с 30-тысячным тиражом газету «Панорама», рассказывал главный редактор издания, уничтожают давно и методично: к проверкам налоговиков и пожарных, организованным властью, добавились отказы в реализации газет сетевым ритейлом, почтой. За последнее время «Панорама» потеряла 59 точек распространения издания, но все еще конкурирует со СМИ, финансируемыми властью. Но журналисты обеспокоены: может наступить такое время, когда весь тираж газеты так и останется в типографии. Претензий к «Почте России» было великое множество, поэтому информацию об освобождении от должности руководителя российской почтовой структуры, пришедшей на второй день съезда, журналисты восприняли с воодушевлением, веря в позитивные перемены в этом закостеневшем ведомстве.

Буквально огорошил делегатов, да и гостей съезда, председатель комитета по информационной политике Госдумы РФ Алексей Митрофанов. Он сказал дословно следующее: «Деньги в стране есть! И для поддержки СМИ, в том числе. Всего на финансовую поддержку печати выделяется 300 миллионов рублей. А круглосуточный телеканал Russia Today (RT), вещающий на 100 стран мира на нескольких языках, получает из бюджета страны $400 миллионов!». По мнению Митрофанова, бюджетное финансирование Союза журналистов России - это вопрос диалога. И тут следует сказать, что финансовый вопрос профессионального журналистского сообщества на съезде тоже активно обсуждался. Председатель СЖР Всеволод Богданов несколько раз говорил, что за все годы работы союза НИ ОДНОГО бюджетного рубля он не получал. Убежавший депутат Митрофанов, к сожалению, не услышал мнения руководителя СЖР о возможности диалога с властью: «Обращаться к чиновникам, по вине которых за 20 последних лет состояние медиарынка только ухудшилось, к тем, кто погубил все, что нужно было поддерживать? Нам не на кого надеяться, только на себя!» В этих фразах уже содержится ответ.

Да, о финансировании с трибуны съезда говорили, и предложения звучали самого разного толка. В частности было предложено обратиться к депутатам Госдумы, чтобы те, в свою очередь, законодательной инициативой смогли бы внести изменения в 131-ФЗ и лишить муниципалитеты возможности финансировать прессу, так как делается это зачастую по признакам лояльности. Все деньги, что тратит на прессу муниципальная власть, аккумулировать в федеральном фонде, чтобы он беспристрастно финансировал рейтинговые издания через гранты. Тема создания федерального фонда поддержки СМИ предлагалась многими, и она попала в резолюцию съезда. Так, что журфонду, что когда-то существовал в СЖР, суждено обрести новую жизнь и наполняться спонсорскими средствами и пожертвованиями благотворителей.

Еще более жестко ставился вопрос об экспансии рекламного рынка государственными СМИ. В частности, приводился пример «Российской газеты», что обходится федеральному бюджету в 12 миллиардов рублей! И при этом издание полосами публикует рекламу. Предложение рождается сам собой: запретить изданиям, получающим государственные дотации, публиковать рекламу, подавляя других игроков рекламного рынка.

Реалии жизни таковы, что журналисты подвергаются и физической расправе – секретариат СЖР провел в Дагестане специальное выездное заседание, пригласив на него всех силовиков республики, чтобы расследование гибели 16-ти журналистов сдвинуть с мертвой точки. Разговор, делились секретари СЖР, был долгим и трудным, но, казалось бы, вселяющим надежды. Однако прошел уже почти год, а воз и ныне там! В списке погибших - больше трех сотен фамилий. Недавно он пополнился еще одной - Михаила Бекетова. И, как рассказал съезду главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, для Бекетова местные власти не находили места на химкинском кладбище до тех пор, пока не позвонил пресс-секретарь президента. И тут же наши даже не одно, а целых три места для захоронения. Вот он каков, уровень цинизма и ненависти власть предержащих, готовых бороться даже с умершим человеком, позволившим себе слово правды.

Участников съезда волновали вопросы притока молодой поросли с ряды СЖР, учебы кадров, о необходимости которой говорила, в том числе, и декан факультета журналистики МГУ Елена Вартаева, предлагая возродить институт наставничества молодых журналистов и запустить мастер-классы известных журналистов, «золотых перьев». Это предложение созвучно и нашей новгородской региональной организации. Учеба, активное общение в профессиональной среде журналисту необходимо, как воздух. Наш собственный ресурс не велик, а бюджета для того, чтобы провести семинар с приглашением, к примеру, секретаря СЖР Владимира Касютина, у нас просто нет. Тренинги, семинары мы предложили проводить не в Москве, а в федеральных округах - тогда у нас будет больше возможностей в них участвовать, а лучшим «перьям» СЗФО брать на себя роль спикеров. Будем надеяться, что это предложение удастся реализовать. Как и идею: в промежутке между съездами (то есть тем, что прошел 18-19 апреля в Москве, и тем, что грядет через 5 лет), собрать съезд молодых журналистов, чтобы понять и услышать чем живет молодая журналистика.

Еще одна интересная новация - создание в СЖР специализированных объединений, лиг. Так, лига международной журналистики, еще не закрепив себя формально, уже опробовала силы конкурсом, поддержанным МИДом России. К слову, одной из лауреатов конкурса стала член регионального отделения СЖР, журналист «Новгородских ведомостей» Алина Бериашвили. При поддержке ТПП России планируется создать лигу деловой прессы и т. д.

Важные перемены грядут и в структуре СЖР. Кроме федеративного совета, куда входят руководители региональных отделений, и секретариата, решено создать и медийный совет из самых авторитетных столичных журналистов (столичных - для того, чтобы совет мог оперативно собираться и быть работоспособным). Его задача - защищать интересы журналистов по всем направлениям, начиная от мониторинга и экспертной оценки проектов законов, касающихся СМИ, до индивидуальной защиты журналиста, попавшего в трудную ситуацию. Медийный совет, как надстройка над секретариатом, должен контролировать и его работу по принятым съездом, а позже - федеративным советом, решениям. А пока этот орган создается, Всеволод Богданов, большинством голосов избранный председателем СЖР на 5 лет, пообещал, что все предложения, инициативы, замечания, высказанные делегатами съезда, будут доведены до руководителей министерств, федеральных ведомств в порядке, предусмотренном законом о СМИ, то есть, с обязательным ответом в положенный срок.

СЖР решил создать собственную социальную сеть, надеясь, что она станет площадкой для общения нашего журналистского сообщества, дискуссионной площадкой должен стать и сайт СЖР. Одобрен еще один интересный проект - «Неизвестная Россия». Начнется он с острова Русский, куда отправится журналистская экспедиция, чтобы донести до широких масс россиян объективную «картинку» жизни островитян. Этот проект «пойдет» по всем регионам России. В Новгородскую область он тоже придет.

Нашей маленькой областной организации СЖР (около 100 человек) в этом году исполнится 10 лет. Встретить эту дату хотелось бы не только традиционным торжеством «Феникса», а делами и поступками. Правление обращалось ко всем членам союза с просьбой прислать свои предложения по электронной почте. Откликнулись единицы, идеи – фантастические, реализовать их невозможно. Но из этого массового рассыла правление сделало два вывода: члены союза плохо представляю себе бюджет регионального отделения, состоящего исключительно из ваших членских взносов (платить забываем, «мертвые» души тоже есть, избавляться от балласта мы обязательно будем), и очень скромной спонсорской поддержки; и что в наших рядах немало инфантильных людей, никак не откликающихся на общественные инициативы. Собственно, второй вывод был уже не нов. В июне прошлого года мы смогли собрать в Великом Новгороде больше 300 журналистов со всех уголков страны и зарубежья - фестиваль «Вся Россия». Но собственная квота на 45 человек (преимущественно, журналисты районок), оказалась не заполненной. Активному общению, семинарам с участием известных политиков, ученых, экономистов, пресс-клубу с повесткой «СМИ и власть» руководители районных газет и их сотрудники, предпочли побыть во саду ли, в огороде…

Правление, на то вы нас и избирали, имеет силы, чтобы генерировать идеи. Мы стараемся собирать пресс-клубы по самым актуальным для региона темам, пытаемся добиться создания хоть небольшого Домжура- это нам публично, на фестивале пообещал губернатор Сергей Митин. На лето строим планы пресс-туров в отдаленные уголки Новгородчины (проект похож на «Неизвестную Россию»). Но идея хороша и воплощаема, если ее подхватывают единомышленники, не спрашивая, а сколько вы мне заплатите (с таким вопросами, увы, мы тоже сталкиваемся), а говоря, чем я могу быть полезен? Только так мы сможем вместе делать полезные дела, добиться уважения новгородцев, поднять престиж профессии и полноценно влиться в общероссийское профессиональное сообщество.

Ольга Колотнеча,

председатель правления Новгородского регионального отделения СЖР  

» Все новости
Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее