Впились в бюджет

28/07/2011

Куда уходят «информационные» средстваПосле семинара, организованного в Великом Новгороде для журналистов областных и районных СМИ московским ФРИП (Фондом развития информационной политики) и новгородским АИК (агентством информационных коммуникаций), меня всё мучают сомнения: удалось ли московским экспертам разглядеть, что растёт на новгородском «информационном поле»? Отличается ли «урожай» 2011 года от того, что им довелось увидеть три года назад, когда в высоких кабинетах «агрономы» информационной политики ещё только задумывали удобрить то самое «поле» АИКом?

Куда уходят «информационные» средства

После семинара, организованного в Великом Новгороде для журналистов областных и районных СМИ московским ФРИП (Фондом развития информационной политики) и новгородским АИК (агентством информационных коммуникаций), меня всё мучают сомнения: удалось ли московским экспертам разглядеть, что растёт на новгородском «информационном поле»? Отличается ли «урожай» 2011 года от того, что им довелось увидеть три года назад, когда в высоких кабинетах «агрономы» информационной политики ещё только задумывали удобрить то самое «поле» АИКом?

Атаки начались!

Осенью 2008 года на похожем семинаре «рулевые» областной информационной политики и медиамагнаты почти в один голос предрекли всем районкам скорую кончину. И голосили они так, что даже московским экспертам ФРИП пришлось их одёрнуть: дескать нельзя в таком тоне с людьми разговаривать и нельзя всех равнять под одну гребёнку. Кому-то из районных газет, действительно, без «колхоза» не обойтись. А кто-то и сам успешно справляется.

После того семинара не прошло и нескольких месяцев, как подавляющее большинство районок оказалось в ОГУ «АИК» (областном государственном учреждении «Агентство информационных коммуникаций»). А тем, кто всеми правдами и неправдами сопротивлялся, пришлось пережить такой прессинг, что мама не горюй!

Первое время из областного бюджета на конкурсной основе выделяли средства для того, чтобы на «информационном поле» каждого района присутствовала и областная информация. Наша «Старая Русса» благополучно эти конкурсы выигрывала, высылаемые пресс-центром администрации области и свои собственные статьи о работе представительных и исполнительных органов власти Новгородской области публиковала. Но потом кому-то там наверху очень не захотелось делиться. Ведь есть же «колхоз» (ОГУ «АИК»)! Зачем распыляться на независимую боровичскую, валдайскую, крестецкую и старорусскую прессу?

С недавнего времени в название АИКа добавилось слово «бюджетное» – ОГБУ «АИК». Только вот термин этот «агрономы» информационного поля поняли по-своему. Такое ощущение, что они живут в каком-то своём изолированном мире, создавая себе тепличные условия и совершенно не интересуясь тем, как живут за пределами их «заповедника». Практически всеми бюджетными средствами завладели Новгородское областное телевидение и областная газета «Новгородские ведомости». И пошло-поехало. В районах, чьи газеты не вошли в ОГУ, появились бесплатные выпуски «НВ». В назидание, так сказать, и в плане массового удушения. Губернатору же, надо полагать, доложено о росте тиража областной газеты.

Смешно всё это выглядит. Рейтинг любого печатного издания определяется подписными и розничными тиражами. Если не брать в расчёт бесплатные выпуски «Новгородских ведомостей», то их реальный тираж, а следовательно, и рейтинг, ничтожно низок. Например, если в Старорусском районе у «Старой Руссы» почти три тысячи подписчиков и ещё от полутора до двух тысяч газет реализуется в розницу, то у «НВ» на 1 июля было 157 подписчиков (для сравнения, у «АиФ» – 175 подписчиков, у газеты «Для Вас» – 586). Какой же смысл вкладывать огромные бюджетные средства в заведомо неэффективные информационные проекты?

Удивительно, но факт! Газеты, не вошедшие в ОГУ АИК перестали интересовать стратегов (агрономов) информационного поля, напоминающего решето. Централизовав «информационные» деньги, они, кажется, напрочь забыли об истинных целях задуманной реформы. И не беда, что «поле» дырявое. Зато появился дополнительный штат чиновников, работающих по принципу: хочу дам бюджетных денег на поддержку, хочу не дам.

Ни сном, ни духом

О том, что человек я маленький, а работа моя неприметная, мне довелось убедиться в первые же минуты работы семинара. Раскладывая на общем столе привезённую с собой прессу (издаваемые нами в Старой Руссе газеты и журналы) я с гордостью рассказывала одному из подошедших и заинтересовавшихся молодых людей о нашем новом проекте – журнале «Соседи». Дескать, глава Шимского района М.Ю. Некипелов предложил соседствующим с ним территориям объединить усилия по продвижению экономического и туристического потенциала. А мы (редакция «Старой Руссы») предложили главам этих районов выпустить красивый глянцевый журнал – насыщенный информацией, презентабельный.

– А я и не знал, что вы такой проект осуществляете… – пожал плечами молодой человек, рассматривая «Соседей». Мне подумалось, что журналисты из других районов действительно могли и не слышать, что есть такой журнал. Захотелось поддержать коллегу, журнал подарить.

– А вы откуда? – наивно спросила я.

– Я директор.

– Какой директор?

– Директор АИК.

Оказалось, что передо мной стоял сам Дмитрий Михайлович Вертков. Сочетание должности и произнесённого «не знал» было для меня столь неожиданным, что я, по-видимому, впала в ступор. Журнал «Соседи» вышел в апреле, был доставлен в Батецкий, Волотовский, Новгородский, Солецкий и Шимский районы, а также в администрацию области.

Нет, мы, разумеется, не пуп новгородской земли, чтобы обо всех наших проектах люди знали. Но ведь АИК должен интересоваться существующими "коммуникациями".

Монополия, да и только

Семинар включал все себя презентации трёх районных газет. Все три издания (тут и ёжику понятно) входят в АИК. Если откровенно – понравились только две из трёх презентаций, авторы последней просто понятия не имеют о том, что им поручили сделать и как это можно было сделать, не ударив в грязь лицом.

Странно, но в презентации не участвовала ни одна из газет, не вошедших в ОГУ, хотя именно у них есть чему поучиться. Например, как самостоятельно выживать без бюджетной подпитки. Или как добиваться роста реальных тиражей. И ещё многому другому. Но, видимо, эти направления главным информационщикам области не интересны. Они мастерски владеют только двумя арифметическими действиями: отнять и разделить. А ведь есть ещё – прибавить и умножить.

Монополия на информационном поле области в лице ОГУ АИК ощущается в каждом телодвижении этого сырого ведомства. Газета «Старая Русса», например, своё 100-летие отпраздновала, так сказать, в гордом одиночестве. А вот солецкую районку, имеющую более скромную историю, накрыл целый десант областных чиновников. Разумеется, с подарками и поздравлениями.

Но не это обидно. Обидно за близорукость областных чиновников. Им ли не знать, что материально надо поддерживать то, что работает. Рано или поздно кормушка, к которой припали нынешние приближённые ко двору СМИ, иссякнет. Особенно это актуально на фоне недавнего заявления президента по поводу того, что государству следует отказать от дотирования СМИ. И тогда в области появится огромная чёрная информационная дыра.

Именно такой финал наиболее вероятен, если, конечно, кардинально не изменить ситуацию на информационном поле. Но это вряд ли произойдёт. На всех стратегических информационных направлениях сидят кадры, расставленные бывшим председателем комитета информационной политики Новгородской области Б.А. Островским. Он бесславно покинул Новгородчину. Но его дело, как видим, живёт.

Елена НИКОЛАЕВА,

член Союза журналистов России,

корреспондент газеты «Старая Русса».

("Новая новгородская газета", №30(621), 27 июля 2011 года)

» Все новости
Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее