26/12/2011
Давняя идея новгородских журналистов - организовать пресс-клуб - наконец реализовалась! Первое заседание прошло ровно на следующий день после заседания областного парламента шестого созыва, значительно обновившего (правда, вполне узнаваемыми лицами) свои ряды. Мы благодарны депутатам - несмотря на наше предупреждение, что вопросы мы будем задавать щекотливые и неудобные, - они «с места в карьер» включились в жаркую дискуссию.
Давняя идея новгородских журналистов - организовать пресс-клуб - наконец реализовалась! Первое заседание прошло ровно на следующий день после заседания областного парламента шестого созыва, значительно обновившего (правда, вполне узнаваемыми лицами) свои ряды. Мы благодарны депутатам - несмотря на наше предупреждение, что вопросы мы будем задавать щекотливые и неудобные, - они «с места в карьер» включились в жаркую дискуссию. Жаль только, что приглашение проигнорировали «новички» - Юрий Зернов, представляющий в законодательном собрании региона интересы губернской молодежи, Анатолий Бойцев, имевший опыт владения молоточком спикера, а ныне получивший кресло вице-спикера, Дмитрий Игнатов, супер- и скандально активный депутат с большими амбициями, и, наконец, «темная лошадка» для региона - Дмитрий Кривицкий, юрист (правда, не отставной генерал), единоросс и, кажется, давно прижившийся в российском сенате человек.
Посмею высказать мнение – более чем двухчасовое общение с Еленой Писаревой, Алексеем Афанасьевым, Валерием Гайдымом, Павлом Гальченко получилось импульсивным, даже можно сказать, жарким и интересным. Сразу же отвечу на упреки коллег к членам правления областной организации СЖ России: мол, не позвали, не предупредили, а мы все хотели! Возможно, вам показалось, что мы - правление - устроили с депутатами междусобойчик. Честно: это не так. Запуская новый для нас проект, мы решили его «обкатать» внутри правления, чтобы понять риски, изъяны и определиться с форматом. К слову, мы изначально хотели общаться с избранниками в демократичном формате - за чашкой кофе в маленьком кафе или кружкой пива в баре. Странно, депутатов предложение насторожило, пришлось идти в почти «казенные» стены, в которых и язык общения готов был скатиться на обычный, чиновничий, с традиционными отчетами, чему мне, как модератору первого пресс-клуба, пришлось истово (договорились сразу - длинные речи и отчеты модератор прерывает, хлопая в ладошки) противиться. А в дальнейшем, будем надеяться, мы обживем подходящее для непринужденного разговора с пивом ли, вином ли место, заранее зная, что вовсе не это важно и журналистам, и зрителям, и читателям. И заранее будем предупреждать коллег, членов СЖР, о заседании пресс-клуба, на который есть реальный шанс попасть только первой откликнувшееся на приглашение по мейлу десятке - с таким количеством журналистов и несколькими гостями комфортнее дискутировать. Да, вовсе не обязательно, что это будут депутатами - значимых, интересных людей в нашем регионе немало. Хотя и депутаты обещали: как только у них появятся интересные темы - сами придут.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Кажется, теперь ни у кого нет сомнений - после 4 декабря страна стала жить несколько иной жизнью, наполненной голосами и слоганами площадей. Не миновали перемены и нашу скромную провинцию, о чем коллеги всех СМИ рассказывали довольно подробно. И вот первое, что нас интересовало, как только начался разговор с народными избранниками: почему же они, собравшись на первую сессию, ни словом единым не обмолвились об этом, в отличие от депутатов Госдумы? А ведь открывал заседание думы и вел ее до избрания спикера настоящий аксакал законодательной власти региона Валерий Гайдым, сложившийся оппозиционер исполнительной власти? Увы, четкого ответа на актуальный вопрос мы не услышали. Зато от Гайдыма узнали, что к депутату-коммунисту Ольге Ефимовой приходили домой правоохранители и предупреждали ее об ответственности за проявление на митинге экстремизма, терроризма и прочего. А от спикера думы Елены Писаревой все-таки услышали мнение о людях, ратующих за честные выборы, негодующих, что их голоса могли украсть: «Хорошо, что народ прозрел, и на президентских выборах, очевидно, не будет столько нарушений». Но тут же это мнение низверг Валерий Гайдым: «Боюсь, власть ничему не научили многочисленные нарушения на выборах 4 декабря. Избирательная комиссия как работала, так и будет работать в здании администрации. Как же тут не воспользоваться административным ресурсом, не переписать протоколы, не добавить своей партии голосов»?
Сам собой разговор перешел к «денежному» вопросу. И тут Валерий Гайдым, надо отдать ему должное, без лукавства сказал, что на зарплате (то есть, на профессиональной основе), работает в парламенте области с 2008 года и жалование его сейчас - 50 тысяч рублей. И не дал обойти стороной (назвав сумму в 180 тысяч рублей) этот же вопрос Елене Писаревой, с женской непосредственностью сказавшей: «Я пока ничего о своей зарплате не знаю». А спрашивали журналисты об этом вовсе не для того, чтобы проверить, насколько тугой кошелек у депутатов, а чтобы и мы, и они сопоставили свое жалование с зарплатами новгородцев, с пенсиями их отцов и матерей, составляющий треть населения области. Конечно, журналисты напомнили о мессежде в послании президента страны - теперь придется откровенно говорить не только о доходах, но и расходах.
Не сразу мы получили четкий ответ на еще один щекотливый вопрос - сколько нынче стоил депутатский мандат? Активный и даже импульсивный Павел Гальченко, вокруг избирательной компании которого тоже возникло немало шума (а наш коллега Александр Власов уже успел подсчитать, сколько и каких норм закона при этом было нарушено и сколько это будет стоить Павлу Геннадьевичу), назвал эффектную цифру - 44,95%. К деньгам она отношения не имела, только к симпатиям избирателей. Вопрос, как мяч с резкой подачей, подхватил Валерий Гайдым, и ответил четко: его избирательная компания стоила 138 тысяч рублей.
КТО В ВИЦЕ-СПИКЕРЫ, КТО В СЕНАТОРЫ
У депутатов не было претензий по поводу распределения кресел в думе, где доминируют, ясное дело, единороссы. Но высказывалась мысль, что руководители думских фракций должны бы работать на постоянной основе, то есть, получая бюджетную зарплату. Правда, для этого, комментировали депутаты, нужно радикально изменить областные законы. Однако лидеру эсеров Алексею Афанасьеву решить проблему удалось другим путем: «Мне предлагали место заместителя председателя думского комитета, но я отказался и настоял на том, что руководитель фракции, получившей наибольшее после ЕР число голосов избирателей, должен получить более значительный пост». Так что в нынешней думе, как известно, два вице-спикера, один их которых - Алексей Афанасьев - активно общался с журналистами.
Ну, а что же депутаты без портфелей, каковы их реальные возможности влиять на законотворческий процесс? Елена Писарева уверяет, в новой команде, где собралось много брутальных мужчин (не сговариваясь, ее утверждения под дружный хохот журналистов ярко иллюстрировали Валерий Гайдым и Алексей Афанасьев, в эмоциональных перепалках вспоминая, кто же из них двоих на самом деле закатил «черный шар» при голосовании кандидатуры Вероники Мининой на пост вице-губернатора области, и кто потом извинялся перед высокопоставленной дамой), консолидированное мнение можно сформировать только при женщине-спикере. Она говорит, что все депутаты с креслами и без будут равными среди равных. Из одинаково равных депутатов в течение трех месяцев еще предстоит избрать от Новгородской области сенатора в Совет Федерации. «У нас нет кадров, но есть обойма, попал в нее человек и пересаживается с кресла на кресло. Вот и теперь исполнительная власть предлагает нам послать в сенат Дмитрия Кривицкого, ставшего депутатом по партийным спискам ЕР. А тут его никто не знает, и наша фракция никогда за него не проголосует», - безапелляционно высказался лидер новгородских коммунистов. Развил тему Павел Гальченко: «Кривицкий опоздал на думский комитет на 2 часа. Мы уже все выходим, а он нам навстречу. Я с двух его слов понял: Кривицкий не прочь 5 лет посидеть в думе, чтобы понять, что же это за региона такой - Новгородская область?"
От Алексея Афанасьева журналисты узнали, как может выглядеть всенародное избрание губернаторов через механизмы думских фракций. Павел Гальченко вообще уверял: мы и так уже всенародно избирали Сергей Митина, ведь за него же голосовал, например, народный избранник Валерий Гайдым. Понятно, Гайдым тут же парировал - в той ситуации по другому поступить было нельзя, но при этом сам Валерий Федорович выдвинул условие: не медля избавиться от Геннадия Бурбулиса - сенатора от Новгородской области. И только Елена Писарева предлагала не торопиться с механизмами и схемами, а подождать, когда инициатива президента Дмитрия Медведева получит твердую законодательную почву. Елена Владимировна, отвечая на вопрос, заверила журналистов, что умеет сказать «нет», коли того требует ситуация и сообщила, теперь в СЗФО региональные парламенты возглавляют уже три женщины - в республике Коми, Калининградской и Новгородской областях. И что сил духовных и физических ей будет добавлять полная поддержка ее семьи - мужа и двоих взрослых, имеющих свои семьи, дочерей.
Лидер эсеров Алексей Афанасьев настаивал на том, что скандально известный Борис Островский не имел к избирательной компании регионального отделения партии никакого отношения, контактировал исключительно с кандидатом, а теперь и депутатом, членом фракции Дмитрием Игнатовым.
Под занавес стоит сказать, что депутаты не торопились расходиться, хотя время общения давно истекло, кофе и пирожки (каждый оплатил харч самостоятельно) были съедены, а разговор все не кончался. Да разве и могло быть иначе - ведь все мы, что называется, в одной теме и живем в одном Великом, но совсем небольшом городе.
ОЛЬГА КОЛОТНЕЧА
» Все новостиБыстрый переход
Контакты
Новгородское областное отделение Союза журналистов России
Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.Подробнее