Новгород: почётный транзит

14/03/2012

Может ли Великий Новгород жить за счёт интереса отечественных и иностранных туристов к родине России? Об этом дискутировали участники «круглого стола», организованного региональным отделением Союза журналистовГанзейские дни, юбилей города, наконец, грядущее 1150-летие российской государственности, одним из центров празднования которого будет Великий Новгород. Солидные финансовые вливания, как следствие — ремонты, реставрации. Все флаги — в гости к нам. Словом, события последних лет отразились и еще отразятся на облике первой русской столицы. В целом, как принято думать, позитивно.И вдруг — совершенно иная постановка вопроса: «Новгород: упущенные возможности». Именно так называлась встреча за «круглым столом» с участием историков, чиновников, представителей масс-медиа.

Может ли Великий Новгород жить за счёт интереса отечественных и иностранных туристов к родине России? Об этом дискутировали участники «круглого стола», организованного региональным отделением Союза журналистов

Ганзейские дни, юбилей города, наконец, грядущее 1150-летие российской государственности, одним из центров празднования которого будет Великий Новгород. Солидные финансовые вливания, как следствие — ремонты, реставрации. Все флаги — в гости к нам. Словом, события последних лет отразились и еще отразятся на облике первой русской столицы. В целом, как принято думать, позитивно.

И вдруг — совершенно иная постановка вопроса: «Новгород: упущенные возможности». Именно так называлась встреча за «круглым столом» с участием историков, чиновников, представителей масс-медиа.

— Да, в самом названии есть некий элемент провокации, — признала, открывая встречу, председатель Новгородского отделения СЖР Ольга КОЛОТНЕЧА. — Мы любим свой город, сегодня он позиционирует себя как родина России. Но что у нас есть такого, чтобы люди, отложив дела, отказавшись от отдыха в Турции, поспешили к нам?

Камо грядеши?

Слово взял доктор исторических наук, профессор НовГУ Борис КОВАЛЕВ:

— Есть версия, что слоган «родина России» первым употребил московский великий князь Иван III, присоединив Новгородскую республику. Если разобраться с тем, что происходило с родиной, скажем, в последние триста лет, то посмотрите, пожалуйста, налево, — и Борис Николаевич кивнул в сторону заместителя главного редактора ИА «Регнум» Игоря ПАВЛОВСКОГО. — Перед нами — представитель любимого Санкт-Петербурга, могильщика Великого Новгорода. Много было страшного в жизни нашего города, всё он пережил, включая опричнину Ивана Грозного. Но с XVIII века стал подпиткой Северной столицы. К концу XIX века он уже занимает «почетное» третье место с конца по числу населения среди губернских городов. При советской власти, на начальном ее этапе, Новгород и вовсе стал райцентром. Потом были немецкая оккупация, разруха и послевоенная попытка возродить Новгород как культурный центр. Я имею в виду проект академика Щусева.

К сожалению или к счастью, проект, к которому можно было бы предъявить немало претензий, в полной мере так и не был осуществлен. Но! Начиная с 50-х годов город уже развивается как промышленный центр. С конца 60-х вступает в строй гигант «Акрон», в девичестве — «Азот». Все это обеспечивает бурный приток населения. В 1977 году в Новгороде родился 200-тысячный житель. К концу 80-х в нем уже около 240 тысяч. После чего — деградация, часть предприятий уходит в небытие. И перед нами вопрос: как жить? Снова развивать промышленный потенциал или по примеру многих европейских городов делать ставку на исторические бренды и памятники архитектуры?

Город одного дня

Ольга Колотнеча:

— После эпитета, которым Борис Николаевич наградил Санкт-Петербург, мы должны выслушать нашего гостя.

Игорь Павловский:

— С вашего позволения, зайду с другого конца. Почему я, как и большинство петербуржцев, не стремлюсь к вам? Поездов нет. Электричка — это четыре часа пути. И раз в сутки можно прокатиться на скоростной. Между прочим, от Санкт-Петербурга до Хельсинки по железной дороге — три с лишним часа езды. В комфорте! Есть автобусы, можно сесть за руль собственного авто. Но про пробки вы знаете. Тогда как до Нарвы — города с богатым культурно-историческим наследием на северо-востоке Эстонии — спокойно доезжаешь за два с половиной часа. Хорошо, преодолев всё, я в Новгороде. Номер в гостинице хорошего класса стоит 4 тысячи рублей, это почти 100 евро. В той же Нарве — 35—40 евро. Ладно, поселился. Иду в крепость.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, директор Новгородского объединенного государственного музея-заповедника:

— У нас — кремль.

Игорь Павловский:

— Извините. Если еще патриотичнее, то детинец. Потом еду в ближайшие монастыри. Предположим, останусь на день-другой. Куда пойти?

Наталья Григорьева:

— А в Нарве куда пойдете?

Игорь Павловский:

— Там — три клуба, есть развлечения.

Наталья Григорьева:

— Новгород — для человека, которому туда хочется. Чистый, красивый, с памятниками, которых нет больше нигде. Нельзя историю обставить аттракционами. Хотя что касается инфраструктуры и дорог, то все это сто раз проговаривалось, готовились программы, запросы в федеральный центр. Нужны деньги, нужно, чтобы развивался малый бизнес. Цены? Да, кусаются. Во Пскове не дешевле. В Суздале еще дороже. Но нельзя сказать, что сегодня так уж мало туристов. У нас в кремле — группа за группой, китайцы и японцы. Их тянет в Россию, а как ее понять без Новгорода?

Ольга Колотнеча:

— Скажите, а что у музея в планах? Например, когда можно будет пощупать руками все то, что сейчас нельзя?

Наталья Григорьева:

— На 2017 год запланировано строительство фондохранилища в черте города. После этого станет возможным доступ к хранимым сокровищам древнерусского искусства.

Игорь Павловский:

— Сугубо музейные ценности финансовый поток не создадут. Нужно что-то еще. В Таллине на ровном месте создали деревню викингов, мой ребенок полдня был счастлив — стрелял из лука, пытался подоить козу...

Борис Ковалев:

— Давайте с грустью посмотрим на нашего гостя. Он прав. Потому что хотел бы потреблять не только то, что ему сегодня предлагают.

Владимир ОРЛОВ, заведующий отделом по культурному наследию администрации Великого Новгорода:

— А я ему не верю. К нам не только на автомобилях и поездах — на судах прибывают. Есть прецеденты, когда приходили на личных катерах, вип-яхтах.

Наталья Григорьева:

— Если человек из Санкт-Петербурга не знает, что только в «Витославлицах» можно провести целый день, — это недостаток информации. Надо работать, чтобы нас не считали городом одного дня. Помнится, на парламентских слушаниях Любовь Слиска вообще назвала наш город «почетным транзитом».

Ольга Колотнеча:

— А я вспоминаю, как Елена Образцова стояла на коленях и плакала у наших икон. Коллеги, возможно, мы плохо рассказываем о том, чем обладаем?

Русь панельная

Михаил КОРЖЕВ, член Союза архитекторов, заслуженный архитектор России, вернул дискуссию в русло упущенных возможностей:

— Приблизительно такую тему разговора я слушаю уже 34 года. С тех пор как впервые был приглашен на должность главного архитектора Великого Новгорода. По сути — так мало сделано! Мы можем сколько угодно собираться, ничего не изменится. Никогда ни один исторический город не вытянет той концепции, о которой мы сейчас говорим. Чтобы был туристический центр с развитой инфраструктурой, чтобы градообразующая политика опиралась на историю, нужны огромные средства. Одно из двух: либо федеральная поддержка, либо изменение налоговой политики, чтобы деньги не забирали у муниципалитетов.

Ольга Колотнеча:

— Есть ли концепция сейчас?

Михаил Коржев:

— Только точечные мероприятия. Как в строительстве.

Владимир Орлов:

— Но ведь есть главное. Мы — как нефтяники: нашли свой пласт, забил фонтан! Одни лишь Ганзейские дни — это такой мессидж! Новгород интересен, востребован. Задача власти — создание условий. Конечно, когда на идее строительства аэропорта поставили крест, это непонятно, это минус нам для привлечения туристов из-за рубежа. И все же я надеюсь, что Питер, который принимает паромы с иностранцами, еще станет транзитом для туристов, направляющихся в ганзейский Новгород.

Михаил Коржев:

— Какой уровень власти, создающей условия, вы подразумеваете? Если муниципальный, ничего не выйдет.

Владимир Орлов:

— Что за паника? Можно привлечь инвесторов. Это искусство...

Михаил Коржев:

— Это разговоры. Подчеркиваю, нет концептуального подхода. Когда поезд приходит в Великий Новгород, что видят люди? Прекрасное здание вокзала, а рядом — панельный новострой. В Страсбурге или в Зальцбурге никому в голову не придет строить такое.

Борис Ковалев:

— Друзья, по преимуществу панельные дома и есть Россия. Пока...

Игорь Павловский:

— Для того чтобы вблизи вокзала поставить указатели, обозначив значимые достопримечательности, нужна федеральная поддержка? А что мешает развить сеть мини-гостиниц? В Питере этот бизнес переживает бум.

Давайте сочинять

Инесса ЗАРАКОВСКАЯ, председатель Новгородского отделения общества охраны памятников, эксперт Министерства культуры:

— Чтобы питать к Великому Новгороду интерес именно как к родине России, требуется какая-то гуманитарная подготовка. Почему в довоенные годы приезжих было больше, чем самих новгородцев? Никакой агитации, инфраструктуры, зато был такой движитель, как образование. Были люди, получившие его еще до революции. Сейчас в школьном курсе Новгород — страничка или немногим более. Чем восполнить пробел? Нужны доступные научно-популярные труды. Да, Виктор Смирнов издал прекрасный том к 1150-летию. Хотя автору не удалось избежать досадных неточностей. Например, принятие христианства датировано 991 годом, а образование епархии — 951-м. У нас есть университет, есть институт материальной культуры. Почему же к юбилею Пскова было опубликовано более десятка солидных трудов, а наши успехи на ниве просветительства куда скромнее? Под 1150-летие Великий Новгород получил колоссальную поддержку от федерального центра. Но разве у нас появился хотя бы один новый объект показа? Никольскому собору на будущий год — 900 лет. Почему не создать экспозицию княжеского периода? Почему не отразить наглядно, что мы еще и родина письменности, и многого другого?

Ольга ВАСИЛЬЕВА, председатель комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода:

— 1150-летие государственности — как раз хороший инфоповод. Областной комитет культуры совместно с нашим планирует выпустить имиджевый альбом. С иллюстрациями, доступными текстами. Правда, это будет недешево. Немодно ссылаться на кризис, но напомню, что турпоток у нас сохранился, а в 2011 году был небольшой рост. Как достичь большего? Мы планируем исследование туристических предпочтений на рынке Санкт-Петербурга. Однако есть проблема лояльности к городу самих новгородцев. Из столиц не поедут к нам, если новгородцы поносят свой город.

Ольга Колотнеча:

— И что вы собираетесь делать?

Ольга Васильева:

— Например, работать со школьниками. Чем не тема для сочинения: «Найди десять поводов посетить Новгород»? Присутствовавшие на встрече журналисты не удержались от реплик по поводу нелояльности. Так, корреспондент ИА «Регнум» Ольга КУСТОВА привела примеры альтернативного краеведения, молодежные проекты. В основном это Интернет. Говорилось также о том, что мы плохо используем свои бренды, менее глобальные, чем «родина России». Марфа Посадница, Садко, Буслай...

Под занавес дискуссии еще один представитель НовГУ кандидат исторических наук Дмитрий АСТАШКИН и вовсе усмотрел упущенную возможность в самом факте, что разговор с самого начала стал на туристические рельсы. Хотя, наверное, потому и свернул, что всем нам хочется, чтобы «паровоз» был резвее. А еще, чтобы власть, специалисты и общественность не давали повода сравнивать их с командой рака, лебедя и щуки.

Комментарий

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, кандидат исторических наук, руководитель Центра археологических исследований:

На мой взгляд, обсуждаемая проблема — некий тупик. Много деклараций, мало реальных дел. Последний пример системного подхода — это 1988 год, известное постановление № 816 правительства РСФСР о реконструкции исторических городов Новгорода и Пскова. Подразумевалось комплексное решение с изменением инфраструктуры города и насыщением его историко-культурным содержанием. Этот период продолжался до 1995 года, я его счастливым образом застал. Самое потрясающее впечатление — архивы «Новгородреконструкции». Комнаты, заваленные документацией по дорожному, мостовому строительству, созданию объектов культуры...

Что-то было реализовано: пешеходный мост, гостиница «Береста», автовокзал. Но большинство проектов накрылись бордовой шляпой. А идеи были очень интересные: по развитию исторического центра с регенерацией застройки 60-70-х годов (понижением этажности), расширению доступа в кремль с открытием проходов со стороны Спасской и Владимирской башен... В 90-е годы были потрачены приличные деньги на разработку проекта музеефикации. К этому тоже никто не хочет возвращаться. Отвергая сделанное предшественниками, а это были специалисты высокого класса, мы обречены на неудачу. Сегодня появляются отдельные новые объекты, но это не вплетено в единую сеть. Нужен музейно-культурный каркас, пространственная среда, логичная и понятная.

У нас под землей — десятки руинированных храмов, средневековые улицы. Должны быть указатели. Знакомство с Новгородом не должно быть только движением от церкви к церкви. Рестораны, кафе — это тоже нужно. Но неправильно позиционировать Великий Новгород как туристический город. Это значило бы притянуть к себе ту грязь, в которую окунулись некоторые другие страны, пожинающие плоды индустрии развлечений — проституцию, наркоманию и так далее.

Наш город — с исторической начинкой. Наш главный ресурс — Европа. Мы ей интересны своей идентичностью, непохожестью. Мало административного начала и разрозненных инвестпроектов. Нужен научный коллектив, профессиональная среда. Давайте признаем, что в 80-е годы государство это понимало, и перестанем заниматься верхоглядством из открытого окна на Европу.

Василий ДУБОВСКИЙ,

"Новгородские ведомости"

» Все новости
Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее