05/07/2012
В Люнебург на XXXII Ганзейские дни из Великого Новгорода мы прибыли в составе журналистской делегации международного пресс-клуба «Ганза-Медиа». Прибыли из старинного русского города в старинный немецкий город. И, конечно же, хотели найти аналогии.
Со стариной Люнебургу повезло больше. Здесь не было разрушительных войн, и даже прошедшие века практически не сказались на облике города. Многокилометровая по площади его историческая часть со зданиями постройки давно ушедших эпох - это по-прежнему средневековый Люнебург. С уступчатыми и треугольными фасадами пряничных домов, фахверковыми росчерками стен, уносящимися ввысь шпилями соборов, доминирующими над всем пространством города, видимыми из любой его части. Не удивительно, что ганзейский люд в старинных костюмах - купцы, бюргеры, именитые горожане и их женушки, монахи, феи в остроконечных колпачках с летящей мантией, стражи с алебардами – смотрелись более чем органично на площадях и улочках праздничного Люнебурга.
И все-таки волны времени неумолимы. Кое-где под их напором «поплыли» фахверковые горизонтали - элементы деревянного брусчатого каркаса домов. Ветер зашершавил и заморщинил мужественное лицо городской стены. Время и обувь горожан отшлифовали до гладкого блеска мостовые из гранитного булыжника.
«Anno Domini»… Бережные руки строителей и реставраторов – то ли в соответствии с принятым местным законодательством, или из любви к родному городу и заботы о его сохранении в неизменном историческом виде – восстанавливают категорически в первоначальном облике разрушенные и устраненные из-за ветхости части строений, не выходя за стилевые рамки малоэтажной застройки, подбирая аналогичные строительные материалы и элементы декора (для новоделов действует то же правило). Визуально все здание ощущается как единое целое, разве что гладкость нового кирпича выдает молодой возраст фасадной заплатки. Один из владельцев на вновь возведенной вставке дома честно поместил лепную табличку «Anno Domini 1990».
Со строительными материалами, можно считать, древнему Люнебургу повезло больше, чем Новгороду. Наш город, не испытывая дефицита в лесе, строился деревянным, горел при многочисленных пожарах. Наша старина – это только каменные храмы, возведенные с XI столетия. Дерево в Люнебурге ценилось, по-видимому, на вес золота. Из него в строениях лишь деревянные каркасы с системой конструкций из стоек, обвязок, раскосов. Остальное заполнение из камня, кирпича, глины. В особо богатых домах и общественных зданиях дерево шло на украшение интерьеров – в Ратуше резными панелями стен и росписью потолков можно любоваться долго-долго.
Люнебург – город зелени и воды. Хорошо организованное четырехдневное праздничное пространство Ганзейских дней в исторической части города - с четырьмя сценами на главных площадях, оборудованными добротной акустической аппаратурой, на которых в режиме нон-стоп, радуя горожан и приезжих ганзейцев, давали концерты рок-музыканты, джаз-бэнды, певцы, фольклорные, хоровые и танцевальные коллективы, - не мешало городской тишине. Площади, окруженные плотными стенами слившихся домов, гасили громкий звук, и, покинув их, буквально через квартал можно было оказаться в тенистой парковой зоне, на обширных лужайках с ветвистыми, со стволами в два обхвата липами и каштанами, платанами высотой в пару веков, на берегу реки, либо тихо струящейся, либо обрушивающейся небольшим водопадом благодаря возведенным шлюзам.
Уставшие за день, усевшись на краешек травянистого бережка и свесив ноги в прохладную воду, мы в очередной раз развернули карту Люнебурга. И, что позабавило, речка оказалась сестрой, или, по меньшей мере, однофамилицей нашего озера Ильмень. Она зовется Ильменау. Секреты топонимики пусть разгадывают специалисты. Параллельно реке по городу проходит еще одна водная артерия – скорее всего, канал. До ближайшего городского озерца, кстати, от центра тоже рукой подать.
Зеленые насаждения люнебуржцы любят и берегут. Возраст деревьев – не повод прощаться с ними. Создалось такое ощущение, что деревья здесь, во всяком случае, в историческом центре, вообще не вырубают, за ними столетиями ухаживают, освобождая кроны от старых ветвей, залечивая раны. Кустарники для местных жителей тоже не помеха. Их полно: диких и цивилизованных, аккуратно подстриженных. Плющ и дикий виноград обвивают стены домов. И, конечно же, цветы. Мощенные камнем площади и узкие улочки не позволяют разбивать клумбы. И, тем не менее, город поражает обилием цветов. Вьющиеся отдельные кусты роз в специальных металлических огражденьицах у самых стен зданий, вольно растущие мальвы прямо у домов или в палисадничках, герани, петуньи и другое разноцветье в продолговатых кашпо под окнами на каждом этаже. Декоративные туи и сосны в вазонах – на гранитных мостовых. И снова цветы, цветы, цветы во всех двориках, куда ни загляни.
Чистые улицы, мощение или качественный асфальт, многочисленные скамейки на тротуарах, обязательные велодорожки, урны – эти удобства для горожан настолько естественны, что не обсуждаются.
Легенда из Интернета о том, что в Люнебурге не водятся кошки, якобы изгнанные жителями из города за совершённую провинность – съеденную рыбу на городских складах, ура, не подтвердилась. Две красавицы – абсолютно белая и абсолютно черная – наблюдали за нами из окна второго этажа на одной из городских улиц. Еще одна киса, с серым пушистым хвостом, по-хозяйски шествовавшая в соседний ресторан, в руки тоже не далась. Опровержением явной интернетовской «пули» стало, еще раз спасибо карте, название улицы в Люнебурге – Katzenstrasse. Кошачья улица, или Улица Кошек, или Улица, где Кошкин Дом – как хотите, для не владеющих немецким языком вольности перевода допускаются.
Я буду скучать по вкусным жареным люнебургским колбаскам, которыми город без устали потчевал на всех площадях во время праздника – поди ж накорми сотни посланцев 110 городов из 14 стран, да и о тысячах местных жителей позаботиться надо, а город, гляди, справился. С удовольствием буду вспоминать вовсе не спартанскую обстановку в «Казармах Шлиффена», где мы коротали очень короткие ночи. Кстати, для доставки в город и обратно многочисленных гостей, ставших постояльцами казарм, специально был организован бесплатный рейсовый маршрут городского автобуса, хотя неспешным шагом до центра можно было добраться минут за 20.
Мысленно снова и снова буду возвращаться в город, обвороживший своими архитектурными линиями, геометрией возносящихся шпилей и пересекающихся, перетекающих, перекрывающих друг друга треугольников красных черепичных крыш и фасадов со строгими фахверковыми письменами.
А если снова захочется увидеть лица гостей и хозяев Ганзейских дней в Люнебурге, я открою в компьютере папку с фотоснимками, и мне снова улыбнется и протянет для приветствия руки жизнерадостный монах с острова Готланд, засобирается на праздник многочисленное местное семейство, завозятся в мальчишечьей потасовке маленькие Чук и Гек, пока их мамы и папы слушают музыку со сцены, задумчивым взглядом скользнет рыжий меломан в клетчатой рубашке, внимающий под холодное пивко только звукам джаза, городская стража сомкнет алебарды, художник будет показывать свои картины, а фея подарит зеленый шарик, который исполняет все желания…
Ганзейская сказка в сказочном городе Люнебург.
Отметим, что поездка журналистов на Ганзейские дни в Люнебург состоялась при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова (Москва).
» Все новостиБыстрый переход
Контакты
Новгородское областное отделение Союза журналистов России
Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.Подробнее