«Карабас Барабас» и СМИ

24/01/2013

23 января 2013 года на кафедре журналистики Гуманитарного института Новгородского государственного университета торжественно открылся Музей истории новгородской журналистики. Здесь же в рамках проекта «Медиасреда» состоялся круглый стол, посвященный 175-летию новгородской периодической печати. Говорили о многом, но главной темой обсуждения стал «вечный вопрос» - журналистика и власть.

Красную ленту разрезал ректор НовГУ Виктор Вебер — он подарил музею вывеску и преподнес ему в дар сертификат на 30 тысяч рублей - на приобретение видеокамеры. Также на открытии был директор Новгородского филиала ВГТРК Сергей Даревский, подаривший музею «переносной телевизионный журналистский комплект» –– видеокамеру «Репортер» разработки новгородского завода «Волна» и фирмы Sony и штатив, с которыми работали журналисты 20 лет назад.

После вручения подарков и поздравлений началось обсуждение за круглым столом. Дискуссию начал краткий экскурс в историю «Новгородских губернских ведомостей» от аспиранта кафедры журналистики Сергея Козлова.

Борис Ковалев (профессор кафедры журналистики НовГУ) также вспомнил об истории новгородской журналистики: «На рубеже XVIII века население Новгородской губернии составляло более миллиона человек, 80% из них – неграмотные. Потом, конечно, количество грамотных увеличилось. Вспомним, как уже в XIX веке зарождалась в муках, в крови газета «Звезда», потом - «Новгородская правда», которая привнесла нечто новое в журналистику — массовая газета и делается массами: содержание –– о крестьянах, их письма в редакцию»

Вспомнили работу в 1970-е годы: про инсценировку «массовости» писем в редакцию. Говорили о том, что журналисту тогда нужно было 60% рабочего времени тратить на моделирование языка других людей (крестьян, доярок), менять стилистику своего текста под речь другого человека.

Сергей Брутман (главный редактор «Новой новгородской газеты»): «Тогда это было модно – письма от читателей в газете составляли чуть ли не половину всего материала. До 70-х годов человек верил, что написав письмо в редакцию, он может изменить свою жизнь. Позднее эта вера ушла. Мы говорим о журналистике как информационном ресурсе власти и общества, так вот у общества в то время не было информационного ресурса, а у власти - был».

Дмитрий Асташкин (доцент кафедры журналистики НовГУ): «В сталинское время «маленький» человек верил, что газета –– инструмент жалоб. Но власть –– это не Карабас Барабас, который помыкает журналистами. Воздействием власти на редакцию газеты «Новгородская правда» могли быть и замечания из партии, из органов госбезопасности, и сами журналисты из «Новгородской правды», порой, «воспитывали» журналистов районок».

Разговор перешел на тему о роли редактора в работе коллектива, о его влиянии на содержание газеты.

Сергей Брутман: «Редактор должен быть лидером. А иначе любой сотрудник может задаться вопросом: «Чёй-то он редактор, а не я?». У сотрудника не должно быть вопросов к авторитету редактора».

Ольга Колотнеча (председатель правления Новгородского областного отделения Союза журналистов России): «От редактора очень многое зависело. Один редактор требовал от меня использования в любой статье цитат из съездов партий. А когда я была редактором газеты «Время новгородское», у нас существовал список фамилий, статьи о которых не публиковали. Однако мы позволяли себе и такие фразы как, например, «дума — секонд-хэнд», когда было понятно, чьими ставленниками являются народные избранники. Кстати, Тельман Мхитарян часто звонил мне в редакцию и «ставил нас на заметку», но мы работали как считали нужным».

Людмила Петрищева (член Союза журналистов, бывший главный редактор газеты «Новгород») вспомнила интересную историю: «Я тогда работала журналистом в «Новгородских ведомостях» и у нас появилась новая рубрика «Светская хроника» –– а где ее взять? Я узнала о том, что в город приехала Матвиенко, тогда еще губернатором был Прусак. И вот Прусак решил после всех мероприятий отвезти Матвиенко в баню. Туда же пригласили и архиепископа. Матвиенко с архиепископом, конечно, остались сидеть в предбаннике, а остальные — сопровождающие ее новгородские чиновники - отправились мыться. Валентина Ивановна посидела с полчасика, да и поехала прямиком в Санкт-Петербург. И вот после того, как материал об этом был напечатан, подходит ко мне главный редактор Дмитриев и спрашивает: «Люда, скажи мне честно, кто тебе слил эту информацию? Но ты можешь и не отвечать». В общем, он меня в той ситуации защитил. Потом меня еще долго «пытали», кто же мне рассказал об этой бане. Но я так и не выдала своего человека!»

Разговор пошел в ином направлении.

Юлия Генерозова (председатель комитета по взаимодействию со СМИ администрации Новгородской области): «Вот буквально вчера в блоге губернатора появился комментарий якобы журналиста или даже редактора, который утверждает, что губернатор «душит госзаказом» областную газету. Будто бы «Агентство информационных коммуникаций» начисляет премии в зависимости от того, как часто упоминается имя губернатора в статьях. Я была очень удивлена. Если бы этот человек был действительно главным редактором, то я посчитала бы его профессионально непригодным. Госзаказ - это освещение деятельности администрации, выполнение в регионе областных целевых программ. И если человек со стороны или главный редактор считает, что должен биться челом в придыхании перед губернатором, то это его личная проблема. Вообще же, журналисты не стараются подать экономические проблемы интересно».

В разговор вступил блогер Валерий oldwildchild: «На мой взгляд, госзаказ в издании создает обязаловку в тематике. Покажите мне хоть одно журналистское расследование – его просто нет!» Генерозова как представитель власти парировала: «А вы знаете, что только 10% от всего времени вещания на «Новгородском областном телевидении» - это то, что оплачено госзаказом? Проблема –– в качестве новгородской журналистики. В Новгородской области зарегистрировано около 140 СМИ (включая и телевидение, и интернет-издания), и только около 22 из них принадлежат власти. Никто не мешает этим 140 изданиям работать, как они хотят».

Сергей Брутман: «Я был одним из тех, кто «придумал» систему госзаказа. Я боролся за то, чтобы власть оплачивала свою рекламу в печати. И мы отрабатываем государственный контракт честно. Хотя если у нас отберут госзаказ - не пропадем!»

Ольга Колотнеча: «Я сейчас скажу то, что может быть развеет все вопросы, а может и наоборот: власть финансирует госзаказ из бюджета. А бюджет состоит из наших налогов».

Сергей Брутман: «Учредитель всегда имеет право закрыть газету. Вот, например, я бы перестал редактировать «Новую новгородскую газету», владельцем которой я же и являюсь, а в ней бы напечатали что-то, что мне не понравилось. Так я ее закрою! Когда я создавал газету в 1999 году, мне не верили, что такое издание будет интересно читателю. Тогда были популярны таблоиды – с убийством на первой странице или голой тетей.ая Но я был уверен в своем мнении, что аудитория созрела для другого наполнения газеты, и оказался прав. Мы создаем «смыслы», но для этого должна быть аудитория».

Но на этой интересной теме время круглого стола истекло, и разговор пришлось прервать.

Так есть ли в современной новгородской журналистике проблемы влияния власти или сами журналисты избегают ухудшения отношений с ней, не пытаются освещать острые темы? Или журналист не пишет остро, потому что это не интересно читателю? Может быть, следующая дискуссия за круглым столом даст ответ на эти вопросы.

Полина Гудзовская

Фото: пресс-центр НовГУ.

Ректор НовГУ Виктор Вебер дарит музею вывеску

Куратор музея Александра Семенова

Беседа за круглым столом

» Все новости
Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее