03/08/2015
В новгородский «Дом советов», где находится правительство региона, журналистов пускают по спискам: неугодных отдельным чиновникам в них нет
Это можно было бы назвать случайностью, недоразумением и даже технической ошибкой, если бы это не произошло дважды за неделю и с журналистами совершенно разных СМИ: в понедельник, 27 июля, в здание правительства региона не смог попасть главный редактор издания «Новгородский портал» Антоний Киш, а в пятницу, 31 июля, новгородский «Дом советов» штурмом брала я, собственный корреспондент федерального ИА REGNUM Ольга Ларина.
Правительство строгого режима
Ситуации, в которых мы оказались с коллегой, - различны. Антоний Киш аккредитован при правительстве Новгородской области и направлялся на брифинг губернатора Сергея Митина, на который был официально приглашён и для которого предварительно сформулировал вопросы — очевидно, неудобные для главы региона, раз его окружение сделало всё, чтобы задать их губернатору на брифинге главный редактор «Новгородского портала» не смог.
Я, не будучи аккредитованной при правительстве Новгородской области, шла в «Дом советов» на пресс-конференцию СНКО «Региональный фонд капитального ремонта». Фонд проводил мероприятие в одной из аудиторий правительства, меня на пресс-конференцию пригласил лично пресс-секретарь Фонда Дмитрий Воробьёв — словом, я не предвидела никаких причин, чтобы не попасть на это (в общем-то - рядовое) событие. Однако оказалось, что и Антоний Киш в понедельник, 27 июля, и я, Ольга Ларина в пятницу, 31 июля, не были внесены в какие-то списки допуска, которыми руководствовались сотрудники вневедомственной охраны при входе в здание «Дома советов». Ни Антонию Кишу, ни мне сотрудники охраны не смогли внятно пояснить, кто составил эти списки и на каком основании мы не можем быть допущены в здание правительства Новгородской области для осуществления своей профессиональной деятельности журналистов. Не смог это разъяснить мне и председатель комитета по взаимодействию со СМИ правительства Новгородской области Анатолий Гусев, которому я позвонила на мобильный телефон в попытках выяснить суть происходящего.
В телефонном разговоре со мной Гусев первоначально отрицал наличие каких-либо списков, затем признал их существование - мол, список аккредитованных журналистов к брифингу главы региона в понедельник, 27 июля, действительно был составлен и предоставлен службе охраны здания, которое является «режимным объектом». Я приняла бы объяснения Гусева по поводу «режимности» здания регионального правительства и особой его охраняемости именно в этот период времени, если бы не одно «но». В здание регионального правительства я всегда прихожу (и прохожу в него), предъявляя документ: либо паспорт гражданина Российской Федерации, либо удостоверение члена Союза журналистов России. И 31 июля оба эти документа были при мне, но уже «не работали». Изучив мою «корочку» члена СЖР сотрудники охраны лишь качали головой: сожалеем, но Лариной в списках нет, а значит — нет никакой возможности пропустить её внутрь здания, пусть даже там проводит мероприятие совсем другая организация, на которую Ларина получила персональное приглашение!
«Забудьте про списки»
На пресс-конференцию я всё же попала. По моей просьбе за мной спустился пресс-секретарь Фонда Дмитрий Воробьёв, его сопровождала сотрудник комитета по взаимодействию со СМИ правительства Новгородской области Наталья Мелкова. Однако председатель комитета Гусев не счёл для себя возможным в телефонном разговоре со мной не то чтобы урегулировать эту изначально абсурдную ситуацию, но даже извиниться за неё. Более того, Гусев в очередной раз подчеркнул мне значимость аккредитации при правительстве Новгородской области, не имея которой я, видимо, навсегда лишена права посещения этого здания, пусть даже мне не как журналисту, как гражданину РФ, понадобится зачем-нибудь прийти сюда (например, на личный приём). Извинения за произошедшее — уже после пресс-конференции — мне принесла Наталья Мелкова и новый советник губернатора Новгородской области по СМИ Александр Калугин. Он как бы «случайно» встретил меня по окончании пресс-конференции и сообщил, что отныне я могу посещать любые мероприятия правительства Новгородской области без аккредитации. «Забудьте про списки», - сказал он.
Столь оперативное решение вопроса, являющегося принципиальным для одного «куратора СМИ», другим «куратором», и удивило, и озадачило. Во-первых, г-на Калугина я видела впервые. Во-вторых, непонятно, как его обещание будет осуществлено технически: допустим, меня теперь «будут пускать» (как же это всё-таки звучит унизительно!) на мероприятия правительства Новгородской области, но как я о них буду узнавать, если официально я продолжаю оставаться неаккредитованным журналистом — всякий раз мне лично об этом будет сообщать Александр Калугин? В-третьих (и главное): а почему такие ситуации разрешаются в «ручном режиме» и для отдельно взятых журналистов? Один чиновник записывает тебя в «неугодные», исключая из каких-то списков; другой тут же эти списки отменяет. А если бы я не вспомнила о законе «О СМИ»? А если бы я смиренно и молча развернулась и ушла?
Система
Председатель комитета по взаимодействию со СМИ Анатолий Гусев на следующий день после инцидента с «Новгородским порталом» звонил главному редактору издания Антонию Кишу: по его словам, произошёл «технический сбой». Якобы, когда готовились списки, фамилию журналиста не включили туда по ошибке, а Гусев подписал эти списки не глядя, так как это был первый суетный рабочий день после отпуска. Чиновник пообещал, что впредь такая ситуация не повторится, а на вопросы издания губернатором будет дан ответ (хоть, впрочем, вопросы и были названы Гусевым «невнятными»). Мой пример убеждает в обратном: никакого «технического сбоя» не было, а «баррикады» в здании правительства Новгородской области возводились совершенно сознательно. Речь идёт о системном противодействии деятельности ряда СМИ и журналистов, которые по каким-то причинам не нравятся отдельным областным чиновникам. В мае мне как корреспонденту ИА REGNUM пришлось через аппарат Полномочного представительства Президента РФ в СЗФО добывать информацию о визите полпреда Владимира Булавина в регион 22 мая 2015 года, на который меня не хотели аккредитовывать в новгородском правительстве без личного распоряжения чиновника Гусева. Аккредитацию мне предоставили, но при повторном визите полпреда 25 июня «отомстили» - на него я уже не попала. К слову, на эти мероприятия, к неудовольствию новгородских чиновников, таким же образом пришлось пробиваться журналистам телекомпании «Триада» - в Северо-Западном полпредстве коллег аккредитовали без проблем.
И таких примеров — масса. Правительство Новгородской области периодически превращается в особо охраняемый режимный объект: представителей общественных организаций не пускали в здание под разными предлогами при обсуждении законов об отмене прямых выборов глав муниципалитетов или резонансных законов об отмене льгот. При этом «закрытыми» внезапно становились заседания представительного органа, который по сути своей обязан быть открытым для всех избирателей — Новгородской областной думы (там вдруг не хватало стульев или возникали ещё какие-то нелепые причины, чтобы «не пущать» неугодных).
Сложно поверить, что подобные «фильтры» инициированы отдельными чиновниками без санкции их руководителей. Год назад, в ходе встречи представителей медиасообщества с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным и его первым заместителем, курирующим СМИ, Вероникой Мининой, журналисты убедились: руководители региона полностью поддерживают позицию в отношении СМИ председателя профильного комитета Анатолия Гусева. Та встреча всё-таки принесла положительный результат: 21 августа 2014 года между правительством Новгородской области и Новгородским областным отделением Союза журналистов России (НОО СЖР) было подписано Соглашение о намерениях. Этим документом «стороны договорились в рамках конструктивного диалога принимать все меры, направленные на планомерное, последовательное и эффективное формирование свободного информационного пространства». Есть в нём и пункт, которым правительство Новгородской области берёт на себя обязательства по информированию НОО СЖР о проводимых информационных публичных мероприятиях.
Вскоре мы отметим годовщину того, как этот документ не исполняется, раз даже удостоверение члена Союза журналистов России в здании правительства Новгородской области — «корочка», которая ничего не значит, а ведь по удостоверению СЖР коллеги посещали и латвийский парламент, и шведский Риксдаг! А существующая политика взаимоотношений со СМИ, выстроенная на «баррикадах» уже на входе в здание, на списках «свой — чужой», на «телефонном праве» и личных субъективных предпочтениях отдельных чиновников, как мне видится, нацелена вовсе не для «планомерного, последовательного и эффективного формирования свободного информационного пространства». Давайте с этим что-то делать, коллеги и «кураторы» медиа. Для начала, избавимся от этих позорных списков — и не эксклюзивно для журналиста Лариной, а для всех моих коллег. Система фильтрации дала сбой - так может, отказаться от неё вовсе? Впрочем, меня не удивит и кардинально иное решение: фильтр нам установят побольше и помощнее.
Ольга Ларина (Кустова), член правления НОО СЖР
» Все новостиБыстрый переход
Контакты
Новгородское областное отделение Союза журналистов России
Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.Подробнее