Сентиментальное путешествие

Сентиментальное путешествие 

клуб ветеранов "Моя судьба" на экскурсии. фото Анны Бардиной

Случалось ли вам прогуливаться погожим летним днем по Красной площади? Что вы замечали в первую очередь? Соборы, храмы, полицейских, мавзолей?

Известно ли вам главное украшение Невского проспекта? Подскажу: это не Исаакиевский собор, не Зеленый и Аничков мосты и даже не Гостиный двор, это – туристы.

Они оживляют наши площади и проспекты своим заграничным обликом. Они толкаются, фотографируются, мешают проходу граждан, шумят на отрадной итало-английской тарабарщине и ждут, почему-то,  когда им покажут памятники Ленину и Гагарину.

Большинство туристов, организованно приезжающих в Россию, это пенсионеры. Как ни странно, миф о состоятельности западноевропейских стариков сильно преувеличен. Просто в Германии, Японии, Италии и Америке внимательнее относятся к информации, ее правильно и оперативно распространяют среди населения: почти все пожилые люди путешествуют по миру практически за счет родного государства.

Социальный туризм – понятие, которое известно всему цивилизованному миру примерно с начала 1980-ых годов. Заботливое и чуткое государство дает возможность малоимущим людям, многодетным семьям, инвалидам и пенсионерам путешествовать с минимальными затратами.

Во времена Советского Союза внутренний туризм был развит прекрасно: советские люди массово посещали усадьбы писателей и поэтов, культурные столицы, ходили в походы (так называемый экотуризм) – покоряли непроходимые леса и непролазные горы, любовались вечным Байкалом.

В современной России социальный туризм только начинает развиваться, причем, по инициативе общественных организаций.

С января 2012 года по инициативе Городского клуба ветеранов «Моя судьба», Новгородской областной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» и Городского совета ветеранов реализуется программа по развитию социального туризма внутри Новгородской области. Проще говоря, организуются поездки по культурным и живописным местам Новгородчины – с бесплатным питанием и экскурсионной программой. Изюминкой этого проекта является то, что в этих мероприятиях участвуют пенсионеры, инвалиды и молодые люди-подростки; цель в том, чтобы дать возможность пожилым гражданам заботиться и делиться жизненным опытом с еще неискушенными членами общества. Основная задача программы обозначена так: вовлечение в социальную жизнь инвалидов и ветеранов; обеспечение преемственности поколений.

В одну из таких поездок я и отправилась солнечным июльским утром.

- Девочки, водичку, паек и любовь к жизни! – вдохновляла нас Любовь Васильевна Колбая, глава клуба ветеранов.

Каждому экскурсанту выдали пакет с бутербродами и яблоками и бутылочку минеральной воды. Женщины в элегантных белых шляпках оживленно переговаривались: внукам в этом году в школу, невестка на работу устроилась, сын квартиру купил. Мужчины чинно и молча стояли в тени, дожидаясь автобуса.

Нас 38 человек, не считая водителя. Едем смотреть Поозерье.

Поозерье это территория от Перыни до устья реки Веряжи на северо-западном берегу озера Ильмень. Эта историческая местность находится всего лишь в 15-20 километрах от Великого Новгорода. По данным археологов, эти земли были заселены еще в 5-6 веке до нашей эры, однако первое упоминание поозерской деревни Старое Ракомо датируется 1015 годом. В конце 15 века на все Поозерье приходилось 406 дворов, а к началу 20 века его население значительно увеличилось и составляло примерно 10 тысяч человек.

Пока мы добираемся по частично отремонтированной, частично отсутствующей дороге до первого пункта назначения, деревни Неронов Бор, наш экскурсовод  Сергей Моисеев рассказывает о промыслах здешних жителей: оказывается, почти все население промышляло рыбной ловлей, благо местные речки были не в пример нынешним. Да что рыба: Веряжка – сейчас почти уничтоженная цивилизацией и отсутствием ухода  - была судоходной. Еще папа рассказывал мне, как в середине 1980-ых добирался домой на пароходе. Так вот, рыба. Наверное, главным ее источником во все времена был Ильмень, или «Словенское море», как пишут в учебниках истории.

Первая остановка – святой источник преподобного Михаила Клопского. Находится он перед самым въездом в деревню Ильмень. Преподобный особо почитается на новгородской земле. В начале 15 века из Москвы в монастырь Пресвятой Троицы пришел московский, никому не известный старец юродивый Михаил. Проведя около 44 лет в монастыре, святой стал примером аскетического монашеского подвига и строгого соблюдения устава. Во время сильной засухи явил чудо – у стен обители появился живой источник, который, к слову, существует и по сей день.

Кто-то фотографировался на фоне часовни, кто-то в сторонке крестился, кто-то пил из святого источника. Солнце, испепеляющее июльское солнце почти в зените. Мы возвращаемся проселочной тропой в автобус.

Впереди деревня Курицко. Душно, пахнет котлетами и чесноком, хочется пить. За окном мелькают поля, заросшие кустами. Бабушка рассказывала, что раньше – в советское и досоветское время – здесь не было ни одного свободного клочка земли, траву скотине обкашивали даже по берегам речек. Родные домики в три окна с сенями и, как бы сейчас сказали, встроенным хлевом (помещением для домашних животных) подгнивали в этих юдолях.

Курицко деревня по современным меркам большая. Возможно, молодежь привлекает близость к Ильменю – пустынный песчаный пляж озера буквально за соседним домом. Здесь стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы 1899 года постройки; она сохранила внутреннее убранство, несмотря на попытки разграбления в советское время. Была закрыта в 1937 году, однако после войны службы проводились ежедневно.

Мы провели внутри около полутора часов: настоятель отец Александр рассказывал об истории храма вдохновенно, но ненавязчиво. Милые экскурсанты словно дети стояли молча, склонив голову набок. Кажется, здесь отпевали моих бабушек. А может и в Васильевском, точно не помню. Третьего варианта не существует, ведь на все богатейшее и когда-то богомольное Поозерье наберется только два действующих храма, в обоих настоятельствует отец Александр.

Напомню, что экскурсия называется «Святое Поозерье». Укладывается ли в эти рамки следующий пункт назначения - пусть каждый решает для себя.

Деревня Сергово, старейшая, не меньше Самокражи (Ильменя) и Курицко. Остановка напротив братского захоронения красноармейцев. Прежде чем положить перед монументом гвоздички, пришлось убрать груду мусора и сорняков.  Кто-то молился и кланялся, кто-то просто опустил голову.

Кто виноват в том, что наша история никому не нужна? Кто виноват в том, что наши храмы не реставрируются, но покрываются плесенью, которая с каждым годом становится все зеленее и въедливее? Кто виноват в том, что могилы наших защитников нужны нам к спеху только 9 мая?

До Клопского монастыря, точнее до того, что от него осталось, мы ехали 20 минут. Стоит он на живописном скиту на правом берегу Веряжи. Не трудно догадаться, что монастырь пришел в упадок в первой половине 20 века, сразу после войны. А во время Великой Отечественной, со слов Сергея Валентиновича, здесь совершались самые масштабные службы и крестные ходы во всей Новгородской области.

Было заметно, что все устали: жара и долгое путешествие по тропам нелегкое занятие, особенно когда тебе за 60. Мы погрузились в автобус, допили остатки минералки и поехали в город.

 

Анна Бардина

Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее