Актуально
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ: 26 июля в 17:00
23 июля 2012 года
Поможем коллегам из Крымска!
11 июля 2012 года
"ВСЯ РОССИЯ-2012" в материалах СМИ
11 июля 2012 года
Ганзейские дни в Люнебурге. 28 июня – 1 июля 2012 года. Фотоочерк Натальи Мелковой
05 июля 2012 года
Дневник фестиваля. Губернатор Митин и журналисты: на форуме обсудили отношения СМИ и власти
14 июня 2012 года
Дневник фестиваля. На обсуждении взаимоотношений власти и СМИ журналисты поговорили об открытом письме «Новой газеты»
14 июня 2012 года
Дневник фестиваля. 13 июня состоялась церемония закрытия международного журналистского фестиваля "Вся Россия"
14 июня 2012 года
Дневник фестиваля. Представители региональных медийных проектов обменялись опытом
11 июня 2012 года
Дневник фестиваля. Состоялась презентация книги Юрия Батурина и Михаила Федотова
11 июня 2012 года
Дневник фестиваля. На форуме «Вся Россия» журналисты обсудили будущее журналистики в меняющемся мире.
11 июня 2012 года
Общественники: СМИ все больше подконтрольны региональной власти

Рабочая группа Общественной палаты Новгородской области 1 июня 2010 года приняла Доклад о состоянии гражданского общества в Новгородской области за 2009 года. Подготовкой доклада занималась рабочая группа во главе с Анной Черепановой, в составе группы — еще восемь общественников. Работа над докладом велась в течение полугода с декабря 2009 года.

В докладе, помимо традиционного описания ситуации с развитием некоммерческих организаций и поддержкой гражданских инициатив, дается оценка ситуации с гражданскими институтами в Новгородской области, описана реакция общества на экономический кризис и представлен общественный мониторинг кризиса в регионе. Общественники также демонстрируют свое отношение к ряду крупных региональных проектов: в частности, к разработке стратегии развития Новгородской области до 2030 года и празднованию 1150-летия Великого Новгорода.

Как отмечается во введении, впервые при подготовке Доклада были использованы несколько социологических исследований. Кроме того,было проведено обследование сектора НКО Новгородской области: в качестве респондентов выступили руководители 114 различных некоммерческих организаций (в том числе, профсоюзов).

Мы публикуем выдержки из Доклада, касающиеся СМИ и деятельности общественных организаций, одной из которых является и Новгородское областное отделение Союза журналистов России.

Полностью текст доклада можно скачать здесь (pdf, 2,5Mb).

О СМИ

Анализ экспертных мнений также свидетельствует о все большей подконтрольности СМИ государству и региональной власти. Сужение степени независимости и самостоятельности СМИ в суждениях не в последнюю очередь эксперты связывают с приходом нового губернатора (С.Г. Митина – ред.), с закрытостью его политики. Сравнивая федеральные и региональные медиа, респонденты более независимыми считают первых, несмотря на укрепление вертикали власти по всей стране.

При этом факт утраты независимости СМИ властью в Новгородской области рассматривается как позитивный, а представителями общественности и предпринимателями как не только негативный, но и опасный для возможностей выхода региона из кризиса. Опасность видится в том, что, транслируя обнадеживающие обещания губернатора и местных властей, СМИ сеют иллюзии и надежды, подчас неосуществимые. В то время как роль СМИ видится в объективном описании ситуации в помощи людям как раз расстаться со своими иллюзиями и упованиями на власть.

Об общественных объединениях

Почти восемьдесят процентов от общего числа зарегистрированных общественных объединений Новгородской области приходится на профсоюзы, региональные и местные общественные организации – 44% и 34% соответственно. Численность общественных объединений с 2003 по 2010 годы постоянно сокращается. Так, если на 1 января 2003 года было зарегистрировано 1254 общественных объединения, то на 1 января 2010 года их осталось 575. Уменьшение численности общественного сектора за указанный период в равной степени характерно и для общественных организаций, и для профсоюзов – в 2,5 и 2,6 раза соответственно.

За последние 4 года темпы снижения численности общественных организаций стабилизировались на уровне 5% в год. С профсоюзами картина выглядит иначе. Только за 2009 год численность профсоюзов уменьшилась почти на 30% с 356 до 252 организаций.

О руководителях некоммерческих организаций

Руководители НКО – люди с высоким уровнем образования. Более половины респондентов (57%) имеют высшее образование, каждый пятый - второе высшее и/или закончил аспирантуру, 9% лидеров НКО имеют ученую степень и/или звание. Лицо третьего сектора Новгородской области - высокообразованные люди с альтруистическими ценностными установками, желанием приносить пользу обществу. Тем не менее, инициативы лидеров НКО, реализация ими общественных проектов во многом упираются в недостаток материальных ресурсов. Это противоречие сообщает общую неустойчивость некоммерческому сектору региона.

О государственной поддержке НКО

В первую очередь некоммерческие организации ожидают помощи от властей разных уровней: 38% руководителей рассчитывают на поддержку со стороны местных властей, 31% - от Администрации Новгородской области, 27% - от федеральных властей. В условиях кризиса такая позиция вполне объяснима: при острой нехватке денежных средств в некоммерческом секторе едва ли не единственным источником для поддержания организаций «на плаву» остаются муниципальные и региональный бюджеты. Однако надежды НКО Новгородской области на государственную поддержку в 2009 году остались нереализованными, о чем свидетельствует преобладание отрицательных ответов руководителей НКО относительно возможности получения грантов от местных и региональных властей (58% респондентов). 22% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.

Многие эксперты отмечают, что запрос некоммерческого сектора на поддержку со стороны государства развивает иждивенческие настроения, а некоммерческий сектор приобретает имидж своего рода «собеса» в масштабах страны. При соблюдении принципа автономии некоммерческого сектора, все же полагаем, что в сегодняшних условиях для обеспечения устойчивости сектора необходима государственная поддержка НКО. Другое дело, каким образом местные и региональные органы власти будут оказывать такую помощь: на конкурентной основе либо ограниченному кругу «своих» НКО. Распределение средств на конкурсной основе будет способствовать динамичному развитию третьего сектора и повышению качества услуг, предоставляемых НКО, создаст здоровую конкурентную среду между НКО и государственными учреждениями. Напротив, финансовая поддержка на внеконкурсной основе будет формировать «карманные» НКО подконтрольные власти, нечувствительные к запросам общества и не предлагающие эффективных решений социальных проблем.

О финансовом положении НКО

В целом объемы денежных средств, которыми располагает большинство НКО, чрезвычайно малы. По данным опроса, средствами до миллиона рублей располагали 65% организаций, от 1 до 3 миллионов – 9,6%. В ходе опроса удалось выяснить, что каждая восьмая организация вообще не имела поступлений. В общественном секторе положение еще хуже: среди руководителей общественных организаций так ответил каждый четвертый респондент. Средства для сохранения жизнеспособности своей НКО в ближайшее время имеют лишь 56% обследованных организаций, 23% - не имеют, еще 22% - затруднились с ответом. При этом каждый третий руководитель общественной организации пессимистично настроен относительно будущего своей организации. Что же делали или собираются делать новгородские НКО для улучшения своего финансового положения в 2010 году? Ответы респондентов указывают на то, что большинство организаций рассчитывает только на свои силы. Каждый второй руководитель заявил о намерении оказывать платные услуги, увеличить объем предоставления услуг, расширить спектр услуг, каждый пятый – о намерении увеличить размер и собираемость членских взносов, а также привлечь новых членов.

Об отношениях власти к НКО

Характеризуя отношения органов местного самоуправления Новгородской области к НКО, следует отметить, что более четверти руководителей (28%) считают, что последовательной государственной политики в этой области не существует, еще четверть опрошенных видят разрыв между провозглашаемой и фактической политикой местных властей в отношении общественных и иных некоммерческих организаций, гражданских инициатив, 24% респондентов заявили, что власти относятся к ним равнодушно, игнорируют их. О том, что власти поощряют развитие НКО ответили лишь 6% респондентов. На региональном уровне возрастает доля респондентов, считающих, что существует большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой региональных властей в отношении НКО (35%), последовательной государственной политики в этой области не существует (31%). Каждый четвертый респондент заявил, что региональные власти пытаются установить контроль над НКО. Лишь 4,5% руководителей НКО ответили, что региональные власти поощряют их развитие.

А как должны относиться региональные органы государственной власти и местного самоуправления в Новгородской области к третьему сектору? Более 70% руководителей НКО считают, что власти должны налаживать сотрудничество с ними как с равноправными партнерами, еще примерно половина опрошенных – поощрять их развитие, помогать и сотрудничать. Таким образом, с точки зрения лидеров НКО региона, существует огромный разрыв между тем «какую сейчас позицию занимают власти по отношению к НКО» и «какую должны занимать».

Об отношениях некоммерческих организаций к власти

Рассматривая другую сторону взаимодействия, то есть позицию НКО по отношению к региональным и местным властям, можно сделать следующие выводы. Большая часть руководителей считают, что сегодня НКО занимаются своим делом, стараясь не вступать в лишние контакты с властями; каждый четвертый респондент указал, что НКО используют власть для решения своих задач. Каждый пятый руководитель ответил, что НКО защищают интересы граждан перед региональными властями, каждый седьмой – перед муниципальными. Почти 70% опрошенных ответили, что НКО должны совместно с властью вырабатывать и реализовывать общественно важные программы, еще 35% - защищать интересы граждан перед властью. Характерно, что в ответах респондентов также наблюдается большой разрыв между тем, как есть и как должно быть. Понимая, что власти Новгородской области практически не ведут диалог с третьим сектором по реализации общественно важных программ, НКО предпочитают в контакт с властями не вступать. Но при этом конструктивный настрой НКО на контакты с органами власти велик.

Быстрый переход
Контакты

Новгородское областное отделение Союза журналистов России

Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 27, офис 3.
Подробнее